Идеологическая основа
Идеологической основой для нового стиля было ослабление духовной культуры и
духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков), борьба
различных вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм
выражал феодальные тенденции, протестантизм - буржуазные. В это же время
государство приобретает большую роль, соответственно происходила борьба
религиозного и светского начал. Одновременно развивается наука
(географическое познание Земли (за исключением Антарктиды), развитие оптики,
законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета Ньютоном, имеющие
большое значение для живописи, развитие термодинамики).
В такой сложной, динамической, драматической обстановке складывался новый
стиль, новая культура. Утверждался же он в обстановке относительной
стабилизации жизненных условий. Она была результатом либо насильственной
политики государства и церкви, либо следствием затишья, пришедшего на смену
общественным потрясениям. Но со стабилизацией жизненных условий не
уничтожаются общественные противоречия.
Не случайно общественное сознание фиксирует острую
противоречивость любой ситуации, к которой оно прикасается: социальные
отношения, политика, экономика... XVIIв - время перелома в общественном
сознании идеологии гуманизма. Исчезает уверенность в неизбежном торжестве
положительных начал жизни. Обостряется ощущение трагических противоречий.
Скепсис и дуализм - вот основные характеристики общественного мнения,
общественного сознания. На рубеже XVI-XVII вв. образуется так называемый
“трагический гуманизм” - осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба
с ними и с самим собой. Происходит “расслоение” человека на частного и
родового, на личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего.
Эти коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания эпохи - и
обыденного и философского самосознания, и художественного мышления.
Кроме вышеизложенного, типичными специфическими чертами эпохи можно считать:
1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством,
чудесами, видениями;
2. Повышенная эмоциональность;
3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов;
4. Яркая контрастность, эмоциональность образов;
5. Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин);
6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам:
а) целостностные системы философии;
б) поиск единства в противоречиях жизни;
в) в архитектуре:
овал в линии здания;
архитектурные ансамбли;
г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению;
д) в живописи - отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание
“бесконечности” пространства;
е) в музыке - создание циклических форм (соната, концерт), многочастных
произведений (опера).
В эпоху барокко произведения искусства “активно стремятся соединиться с
другими” (Липатов). Т.о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как
архитектор, и как декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра”).
7. Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных решений
в архитектуре, музыке). Например, церковь св. Сусанны. Характерно:
нагруженность формы, орнаментальная декорировка пространства, нарастание
массы к центральной части, заполнение ниш статуями.