Специфические черты

Идеологическая основа

Идеологической основой для нового стиля было ослабление духовной культуры и

духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков), борьба

различных вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм

выражал феодальные тенденции, протестантизм - буржуазные. В это же время

государство приобретает большую роль, соответственно происходила борьба

религиозного и светского начал. Одновременно развивается наука

(географическое познание Земли (за исключением Антарктиды), развитие оптики,

законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета Ньютоном, имеющие

большое значение для живописи, развитие термодинамики).

В такой сложной, динамической, драматической обстановке складывался новый

стиль, новая культура. Утверждался же он в обстановке относительной

стабилизации жизненных условий. Она была результатом либо насильственной

политики государства и церкви, либо следствием затишья, пришедшего на смену

общественным потрясениям. Но со стабилизацией жизненных условий не

уничтожаются общественные противоречия.

Не случайно общественное сознание фиксирует острую

противоречивость любой ситуации, к которой оно прикасается: социальные

отношения, политика, экономика... XVIIв - время перелома в общественном

сознании идеологии гуманизма. Исчезает уверенность в неизбежном торжестве

положительных начал жизни. Обостряется ощущение трагических противоречий.

Скепсис и дуализм - вот основные характеристики общественного мнения,

общественного сознания. На рубеже XVI-XVII вв. образуется так называемый

“трагический гуманизм” - осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба

с ними и с самим собой. Происходит “расслоение” человека на частного и

родового, на личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего.

Эти коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания эпохи - и

обыденного и философского самосознания, и художественного мышления.

Кроме вышеизложенного, типичными специфическими чертами эпохи можно считать:

1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством,

чудесами, видениями;

2. Повышенная эмоциональность;

3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов;

4. Яркая контрастность, эмоциональность образов;

5. Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин);

6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам:

а) целостностные системы философии;

б) поиск единства в противоречиях жизни;

в) в архитектуре:

овал в линии здания;

архитектурные ансамбли;

г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению;

д) в живописи - отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание

“бесконечности” пространства;

е) в музыке - создание циклических форм (соната, концерт), многочастных

произведений (опера).

В эпоху барокко произведения искусства “активно стремятся соединиться с

другими” (Липатов). Т.о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как

архитектор, и как декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра”).

7. Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных решений

в архитектуре, музыке). Например, церковь св. Сусанны. Характерно:

нагруженность формы, орнаментальная декорировка пространства, нарастание

массы к центральной части, заполнение ниш статуями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: