Динамический характер современного городского развития, быстрый территориальный рост города, его включение в систему взаимосвязанных населенных мест, усиление его внешних связей — все это обусловливает серьезные перестройки внутригородской организации и дает заметные преимущества открытой, гибкой структуре градостроительных планов. Характерные тенденции перехода от замкнутых, концентрических планировочных систем к открытым, свободно развивающимся нашли отражение в проектных предложениях по развитию Токио, Лондона, Парижа, Варшавы, Будапешта, Копенгагена, Милана, Стокгольма и других крупнейших городов мира.
В. А. Лавров и О. К- Кудрявцев, обобщая отечественный опыт реконструкции крупных городов, отмечают, что их дальнейшее развитие как центров взаимосвязанных систем населенных мест «будет протекать не самопроизвольно, путем механического наращивания обходных концентрических направлений, но по ясно выраженным вы-летным направлениям, дающим более эффективно ориентированную планировочную структуру» [22, с. 80].
|
|
Гибкость, открытый характер планировочной структуры отождествляются с линейной схемой городского плана многими градостроителями. Для гибкой планировочной структуры, по Бочарову и Кудрявцеву, характерен территориальный рост преимущественно в одном направлении; при этом форма города «постепенно отходит от характерной для статичной структуры округлой или звездообразной и приобретает близкую к прямоугольнику форму с более или менее свободными очертаниями и главной осью, вытянутой в направлении преимущественного роста населенного места» [60, с. 47].
На принципе линейного развития взаимодействующих городских поселений построена получившая широкую известность градостроительная концепция К- Доксиадиса, в соогветствии с которой вся пригодная для обитания территория планеты покрывается системой непрерывных лент или полос расселения [73]. Однако уже с конца 60-х—начала 70-х годов линейно-полосовые структуры перестали быть только достоянием теории — они находят все более широкое применение в градостроительной практике. Линейные «города-вставки», позволяющие превратить сложные неупорядоченные агломерации в региональные города нового типа, запроектированы на обширных территориях между Ливерпулем и Манчестером, Портсмутом и Саутгемптоном. По мнению их авторов — градостроителей Великобритании, линейная структура «является наиболее гибкой и целесообразной в связи с преимущественным развитием общественного массового транспорта» [49, с. 19].
Линейная планировочная схема в современном градостроительстве ушла достаточно далеко от классических прототипов Сориа-и-Мата и Милютина. Каждая такая полоса охватывает, как правило, весьма обширные территории, прилегающие к жгуту транспортных коммуникаций, среди которых доминирующую роль играет трасса скоростного общественного транспорта.
|
|
Линейная схема в современном градостроительстве сравнительно редко выступает «в чистом виде», т. е. полосовые или ленточные градостроительные образования встраиваются в более сложную планировочную систему, которая приобретает в результате этого очертания неправильного веера или сети.
Разработан так называемый «метод порогового анализа» Б. Малиша, который исходит из того, что растущие города сталкиваются с ограничениями физического, технического и структурного характера — порогами развития. Анализ этих ограничений позволяет выявить для каждого конкретного периода времени наиболее эффективный вариант развития города. Теория порогов предлагает реалистическую модель городского развития, устанавливая взаимозависимость между количественными и качественными характеристиками этого процесса [83]. Принцип открытой структуры следует понимать более широко — как сохранение относительно упорядоченных взаимосвязей между основными элементами города в процессе его территориального роста.