Открытая структура градостроительных планов

Динамический характер современного городского развития, быстрый территориальный рост города, его включение в систему взаимосвязанных населенных мест, усиление его внешних связей — все это обусловливает серьезные перестройки внутригородской ор­ганизации и дает заметные преимущества открытой, гибкой струк­туре градостроительных планов. Характерные тенденции перехода от замкнутых, концентрических планировочных систем к открытым, свободно развивающимся нашли отражение в проектных предложе­ниях по развитию Токио, Лондона, Парижа, Варшавы, Будапешта, Копенгагена, Милана, Стокгольма и других крупнейших городов мира.

В. А. Лавров и О. К- Кудрявцев, обобщая отечественный опыт ре­конструкции крупных городов, отмечают, что их дальнейшее разви­тие как центров взаимосвязанных систем населенных мест «будет протекать не самопроизвольно, путем механического наращивания обходных концентрических направлений, но по ясно выраженным вы-летным направлениям, дающим более эффективно ориентированную планировочную структуру» [22, с. 80].

Гибкость, открытый характер планировочной структуры отож­дествляются с линейной схемой городского плана многими градо­строителями. Для гибкой плани­ровочной структуры, по Бочарову и Кудрявцеву, характерен терри­ториальный рост преимущественно в одном направлении; при этом форма города «постепенно отходит от характерной для статичной структуры округлой или звездообразной и приобретает близкую к прямоугольнику форму с более или менее свободными очертаниями и главной осью, вытянутой в направлении преимущественного роста населенного места» [60, с. 47].

На принципе линейного развития взаимодействующих городских поселений построена получившая широкую известность градострои­тельная концепция К- Доксиадиса, в соогветствии с которой вся пригодная для обитания территория планеты покрывается системой непрерывных лент или полос расселения [73]. Однако уже с конца 60-х—начала 70-х годов линейно-полосовые структуры перестали быть только достоянием теории — они находят все более широкое применение в градостроительной практике. Линейные «города-вставки», позволяющие превратить сложные неупорядоченные агло­мерации в региональные города нового типа, запроектированы на обширных территориях между Ливерпулем и Манчестером, Портсму­том и Саутгемптоном. По мнению их авторов — градостроителей Великобритании, линейная структура «является наиболее гибкой и целесообразной в связи с преимущественным развитием обществен­ного массового транспорта» [49, с. 19].

Линейная планировочная схема в современном градостроительст­ве ушла достаточно далеко от классических прототипов Сориа-и-Мата и Милютина. Каждая такая полоса охватывает, как правило, весьма об­ширные территории, прилегающие к жгуту транспортных коммуни­каций, среди которых доминирующую роль играет трасса скоростного общественного транспорта.

Линейная схема в современном градостроительстве сравнитель­но редко выступает «в чистом виде», т. е. полосовые или ленточные градостроительные об­разования встраиваются в более сложную планировочную систему, которая приобретает в результате этого очертания неправильного веера или сети.

Разработан так называемый «метод порого­вого анализа» Б. Малиша, который исходит из того, что растущие города сталкиваются с ограничениями физического, технического и структурного характера — порогами развития. Анализ этих огра­ничений позволяет выявить для каждого конкретного периода вре­мени наиболее эффективный вариант развития города. Теория поро­гов предлагает реалистическую модель городского развития, уста­навливая взаимозависимость между количественными и качественны­ми характеристиками этого процесса [83]. Принцип открытой структуры следует понимать более широко — как сохранение относительно упорядоченных взаимо­связей между основными элементами города в процессе его терри­ториального роста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: