double arrow

Тема 10. Основы финансового анализа


Цель лекции – рассмотрение основ финансового анализа, информационной базы анализа

Ключевые слова –предмет финансового анализа, финансовая отчетность,

Основные вопросы:

1.Содержание, предмет и задачи финансового анализа

2. Виды финансового анализа и их особенности

3. Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия.

Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:

- выявление изменений показателей финансового состояния;

- определение факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия;

- оценка количественных и качественных изменений финансового состояния;

- оценка финансового положения предприятия на определенную дату;




- определение тенденций изменения финансового состояния предприятия.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводятся историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Основное требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям:

- уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа.



- достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью.

- информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.

- нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.

- понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.

- сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.

Финансовый анализ имеет свои особенности, связанные с ролью в нем человеческого фактора и бухгалтерским риском. Эти особенности обусловлены тем, что анализ является общественной, социальной наукой, поэтому суждения об информации для анализа и сделанных на основе ее изучения рекомендациях не могут быть полными без учета влияния этих факторов.

Формально цель получения информации с точки зрения управления организацией — оказание помощи в принятии экономических решений. В действительности же многие участники процесса, связанного с бухгалтерской и аналитической функциями управления, ставят более специфичные (более узкие или даже эгоистичные) цели. Рассмотрим возможные цели получения учетно-аналитической информации некоторыми участниками этого процесса.



Администрация, отдельные руководители или владельцы организации с помощью учетно-аналитической информации могут желать достижения следующих целей:

- получить кредит для обеспечения выживания организации в пору финансовых трудностей;

- иметь возможность продать ценные бумаги на рынке с тем, чтобы обеспечить выживание, рост, сохранение кадров и т.п.;

- увеличить оплату труда администрации, работников или отразить в благоприятном свете результаты своей деятельности;

- помочь администрации обогатиться за счет собственников (например, акционеров);

- обогатить нынешних владельцев организации;

- помочь администрации в борьбе против попыток покупки предприятия другими собственниками (через скупку акций и т.п.).

Иные цели может преследовать правительство. Например, оно хотело бы, чтобы эта информация помогала в реализации таких целей, как контроль инфляции, поддержка социальной стороны, ускорение экономического роста, помощь в реализации антимонопольного законодательства, увеличение налоговых поступлений.

Аудиторы, консультанты по бухгалтерскому учету хотели бы, чтобы информация помогала увеличивать рынок их услуг, поддерживать хорошие отношения с важными клиентами, а клиентам — достигать своих собственных целей. Однако эти и другие им подобные цели не должны выдвигаться в качестве целей формирования учетно-аналитической информации.

Существует несколько систем классификации видов финансового анализа в зависимости от различных признаков:

1) в зависимости от организационных форм проведения: - внешний - проводится аналитиками, являющимися для предприятия посторонними людьми; основан только на данных внешней публичной отчетности. Особенностями внешнего анализа являются: множественность субъектов анализа; разнообразие целей и интересов

субъектов анализа; ограниченность задач анализа; наличие типовых методик анализа; максимальная открытость результатов анализа.

- внутренний - проводится работниками предприятия для обоснования принятия управленческих решений; основан на любой информации, циркулирующей внутри предприятия. Особенностями внутреннего финансового анализа являются: ориентация результатов анализа на руководство предприятия; отсутствие регламентации анализа с внешней стороны; комплексность анализа; неразглашение результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

2). в зависимости от объекта анализа:

- по организации в целом;

- по структурной единице или подразделению;

- по отдельной финансовой операции; 3). в зависимости от объема исследования:

- полный;

- тематический;

4). в зависимости от сроков проведения исследований:

- предварительный, в зависитости от горизонта исследования он делиться на краткосрочный (до 1 года); среднесрочный (от1 до 3 лет); долгосрочный ( свыше 3-х лет);

- оперативный;

- последующий.

5). в зависимости от применяемых методов:

- горизонтальный - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодами или планом;

- вертикальный - определение структуры финансовых показателей;

- трендовый - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение основной тенденции динамики показателя;

- анализ относительных показателей - расчет отношений между отдельными позициями отчетности; определение взаимосвязи и взаимовлияния отдельных показателей;

- сравнительный - сравнение сводных позиций отчетности анализируемого предприятия с показателями конкурирующих предприятий, сравнимых по масштабам деятельности, или же со среднеотраслевыми данными в одном и том же периоде времени;

- факторный - изучение влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приемов исследования.

В финансовом анализе используются различные источники. Их принято делить на две группы: учетные и внеучетные источники информации.

К учетным источникам информации принято относить: бухгалтерский учет и отчетность; статистический учет и отчетность; оперативный учет и отчетность; выборочные учетные данные.

Основу информационной базы финансового анализа составляет финансовая отчетность предприятия.

Финансовая отчетность предприятия включает следующую информацию.

1. Баланс предприятия. Состоит из двух частей: в первой показываются активы предприятия, во второй – его пассивы. Обе части всегда сбалансированы: итоговая сумма строк по активу равна итоговой сумме строк по пассиву. Называется эта сумма валютой баланса.

По каждой строке баланса предприятия заполняются две графы. В первую графу заносится финансовое состояние на начало отчетного года (вступительный баланс), во вторую – на конец года (заключительный баланс).

2. Отчет о финансовых результатах . Содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результат данного сравнения – валовая (балансовая) прибыль, убытки за период.

3. Отчет о движении капитала. В этой форме отражаются данные о наличии и движении составляющих капитала:

- уставного (складочного) капитала;

- добавочного;

- резервного;

- фондов накопления и социальной сферы, образуемых в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой;

- средств целевого финансирования и поступлений и нераспределенной прибыли прошлых лет.

Каждый показатель содержит по четыре графы (с третьей по шестую): «Остаток на начало года» (кредитовое сальдо по соответствующему балансовому счету на начало года), «Поступило в отчетном году» (кредитовый оборот с начала года), «Израсходовано (использовано) в отчетном году» (дебетовый оборот с начала года), «Остаток на конец года».

4. Отчет о движении денежных средств. Сведения о движении денежных средств представляются в валюте РК. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте по каждому ее виду данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка РК на дату составления бухгалтерской отчетности.

5. Приложения к бухгалтерскому балансу.

Во внеучетные источники информации обычно включают:

- директивную информацию в виде законов, постановлений правительства, указаний вышестоящих организаций, инструкций;

- нормативно-плановую – в виде бизнес-планов, нормативов, прейскурантов, справочников;

- материалы ревизий, инвентаризаций, проверок банков и налоговых инспекций;

- объяснительные и докладные записки; переписку с финансово-банковскими органами;

- статьи в газетах, журналах, бюллетени бирж и т. д.

Требования к информации, используемой в финансовом анализе:

- полнота;

- достоверность;

- оперативность;

- пригодность для автоматизированной обработки.

Таким образом, бухгалтерский отчет является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, а также для определения размера чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия и других показателей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа

2. Основные принципы составления финансовой отчетности

3. Что отражается в бухгалтерском балансе?

4. Внешний финансовый анализ – это?

5. Кто является пользователями результатов финансового анализа?

Рекомендуемая литература:

1. Артеменко В.Г. Анализ финансовой отчетности. Москва «Омега - Л», 2006-270с.

2. Соснаускене О. И. Финансовый анализ организации по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности: Практическое пособие/ О. И. Соснаускене , Н. В. Драгункина . - М.: Экзамен, 2008. - 224 с

3. Маркарьян Э. А. Финансовый анализ: учебное пособие/ Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ФБК-Пресс, 2002. - 224 с. - Библиогр.








Сейчас читают про: