Чередование обстоятельств
Ночь рождения Господа
Квиринус Кульман
Квиринус Кульман (1651—1689) — уроженец Бреслау и сын ремесленника, изучал право и философию в Йене и Лейдене, после чего стал странствующим проповедником, называл себя "сыном Сына Божьего" и пророчествовал о грядущем "пятом царстве", где на руинах старых государств и церквей возникнет новый, справедливый мир, "как до грехопадения Адама". Кульман посетил Амстердам, Любек, Лондон, Париж, Женеву, Лозанну, Константинополь (где безуспешно пытался обратить в свою веру турецкого султана), Нидерланды, Мальту, Сицилию... 27 апреля 1689 г. он добрался и до Москвы, предварительно послав Петру I письмо, в котором изложил идеи своего мистического сочинения-утопии "О монархии иезуэлитской", где речь шла о государстве, в котором монархом являлся бы сам Христос. Однако своими проповедями Кульман испугал московских церковников и власти. Уже 4 октября 1689 г. он был арестован по доносу одного лютеранского пастора и вскоре сожжен в Москве как еретик.
|
|
Кульману принадлежит сборник стихотворений "Поцелуи любви", написанный, по словам самого автора, "не так, как принято", но сегодня стихи эти считаются шедевром немецкой барочной пиетистской поэзии.
О ночь! великая, о ночь! ты дня светлей!
О ночь! ты — свет! ты ярче солнца стала!
О ночь! досель никто красы не видел сей!
О ночь! великим ты днесь чудом воссияла!
О ночь! песнь праотцев звучит до наших дней!
О ночь! все — говорит! не молкнут дол и скалы!
О ночь! объять нельзя безмерности твоей!
О ночь! над чьим дитем даль крылья распластала!
О ночь! как небеса склонились над тобой!
О ночь! когда луна и солнце расцветают!
О ночь! что и луну и солнце восславляет!
О ночь! где звездный хор что херувимов рой!
Богинею Тихе[2] хочу под звезды взвиться:
Со звездным небом сим возжаждал дух мой слиться!
Всё: ночь, дым, бой, хлад, шторм, ветр, жар, юг, ост,
вест, норд, луч, и — огнь взрыва;
Вслед — день, блеск, кровь, снег, штиль, страсть, зной, жар,
свет, студь, брег, пыл, гарь, скрип дрог;
И — скорбь, стыд, спор, спад, бой, ад, страх, плач, крест,
хлябь, боль, жуть, злость, срам, рок.
Вдруг: луч., чесгь, лад, взлет, мир, рай, щит, смех, приз,
твердь, сласть, тишь, гладь, олива.
Есть темь, кров, лань, лещ, клад, гон, цвет, сад, перл,
зной, сок, конь, бык и нива.
Есть свет, дом, лес, пруд, глубь, круг, мед, тук, блеск,
стынь, плод, луг, хлев, хлеб впрок.
Где меч, путь, труд, пот, цепь, взлет, блазнь, бриг, друг,
принц, месть, пир, крах и Бог,
Там цель, бег, сон, приз, страх, гимн, грех, порт, зов,
трон, яд, гроб, мзда — и диво.
Мир добр, тверд, чист, свят, прям, горд, юн, весь — даль,
|
|
полн, зряч, весь — честь, огнь, свет,
И — зол, дрябл, тускл, худ, крив, подл, стар, весь — близь,
пуст, слеп, лжив, глух к заветам;
И — смел, добр, чист, весь — ум, дух, друг, страсть, луч,
лад, толк, смех, блеск при этом,
Где страх, зло, грязь, дурь, плоть, враг, хлад, тьма, спор,
срам, боль, жуть, ржа — след в след.
Все посменно; и все любит; все надеется на утро:
Тот, кто думает об этом, тот и поступает мудро.