Человеческого бытия

Чередование обстоятельств

Ночь рождения Господа

Квиринус Кульман

Квиринус Кульман (1651—1689) — уроженец Бреслау и сын ремесленника, изучал право и философию в Йене и Лейдене, после чего стал странствующим проповедником, называл себя "сыном Сына Божьего" и пророчествовал о грядущем "пятом царстве", где на руинах старых государств и церквей возникнет новый, справедливый мир, "как до грехопадения Адама". Кульман посетил Амстердам, Любек, Лондон, Париж, Женеву, Лозанну, Константинополь (где безуспешно пытался обратить в свою веру турецкого султана), Нидерланды, Мальту, Сицилию... 27 апреля 1689 г. он добрался и до Москвы, предварительно послав Петру I письмо, в котором изложил идеи своего мистического сочинения-утопии "О монархии иезуэлитской", где речь шла о государстве, в котором монархом являлся бы сам Христос. Однако своими проповедями Кульман испугал московских церковников и власти. Уже 4 октября 1689 г. он был арестован по доносу одного лютеранского пастора и вскоре сожжен в Москве как еретик.

Кульману принадлежит сборник стихотворений "Поцелуи любви", написанный, по словам самого автора, "не так, как принято", но сегодня стихи эти считаются шедевром немецкой барочной пиетистской поэзии.

О ночь! великая, о ночь! ты дня светлей!

О ночь! ты — свет! ты ярче солнца стала!

О ночь! досель никто красы не видел сей!

О ночь! великим ты днесь чудом воссияла!

О ночь! песнь праотцев звучит до наших дней!

О ночь! все — говорит! не молкнут дол и скалы!

О ночь! объять нельзя безмерности твоей!

О ночь! над чьим дитем даль крылья распластала!

О ночь! как небеса склонились над тобой!

О ночь! когда луна и солнце расцветают!

О ночь! что и луну и солнце восславляет!

О ночь! где звездный хор что херувимов рой!

Богинею Тихе[2] хочу под звезды взвиться:

Со звездным небом сим возжаждал дух мой слиться!

Всё: ночь, дым, бой, хлад, шторм, ветр, жар, юг, ост,

вест, норд, луч, и — огнь взрыва;

Вслед — день, блеск, кровь, снег, штиль, страсть, зной, жар,

свет, студь, брег, пыл, гарь, скрип дрог;

И — скорбь, стыд, спор, спад, бой, ад, страх, плач, крест,

хлябь, боль, жуть, злость, срам, рок.

Вдруг: луч., чесгь, лад, взлет, мир, рай, щит, смех, приз,

твердь, сласть, тишь, гладь, олива.

Есть темь, кров, лань, лещ, клад, гон, цвет, сад, перл,

зной, сок, конь, бык и нива.

Есть свет, дом, лес, пруд, глубь, круг, мед, тук, блеск,

стынь, плод, луг, хлев, хлеб впрок.

Где меч, путь, труд, пот, цепь, взлет, блазнь, бриг, друг,

принц, месть, пир, крах и Бог,

Там цель, бег, сон, приз, страх, гимн, грех, порт, зов,

трон, яд, гроб, мзда — и диво.

Мир добр, тверд, чист, свят, прям, горд, юн, весь — даль,

полн, зряч, весь — честь, огнь, свет,

И — зол, дрябл, тускл, худ, крив, подл, стар, весь — близь,

пуст, слеп, лжив, глух к заветам;

И — смел, добр, чист, весь — ум, дух, друг, страсть, луч,

лад, толк, смех, блеск при этом,

Где страх, зло, грязь, дурь, плоть, враг, хлад, тьма, спор,

срам, боль, жуть, ржа — след в след.

Все посменно; и все любит; все надеется на утро:

Тот, кто думает об этом, тот и поступает мудро.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: