Исследование основы.
Комплексные исследования произведений живописи.
Дерево.
- Вида древесины
- Степень разрушения
- Конструктивных особенностей
- Возраста.
Виды исследований: визуальное глазом, под микроскопом, возраст определяют через период полураспада углерода. С помощью ИК излучения определяют дефекты от насекомых
Ткани.
Исследование предполагает
- Определение природы волокна
- Способа плетения нитей
- Сохранностей полотна
- Первоначального размера
- и т.д.
Эти исследования позволяют объяснить причины разрушения основы.
- микроскопическое исследование – основано на микрохимическом методе: с края конца выбирают 2 перпендикулярные нити (длинные и максимально чистые); их очищают от клея, жира, воска и пр.; на них воздействуют различными реагентами; могут делать поперечные срезы; данные получают с помощью микроскопического увеличения и изучения.
- йодный метод – реактив хлорцинкйод, который при взаимодействии с хлопком окрашивается в красно-фиолетовый, волокном пеньки – красно-коричневый, льна – фиолетовый.
- метод двойного окрашивания – волокно последовательно окрашивают сначала малахитовой зеленью, а за тем красным Конго (это пигменты). В результате хлопок и лен окрашиваются в розовый, пеньки – грязнофиолетовый и т.д..
В зависимости от полученных результатов исследования холста принимается решение о необходимости его (именно холста) реставрации. К примеру, дублирование, т.е. подклеивание к существующему еще одного, вследствие чего он выравнивается. Иногда холст полностью соскабливают и заменяют на новый.
Бумага.
Прежде всего исследование включает:
- Определение природы волокна и его качественный состав или процентное соотношение различных волокон составляющих бумагу.
Т.к. бумагу до середины XIX в изготавливали из тряпичных отходов ее состав определяется теми же методами что и при определении тканевых основ.
Целлюлоза идущая на приготовление бумажной массы из хвойных пород представляет собой лентообразные волокна с заостренными концами. В состав так же входит лигнин (реагент), а его можно окрашивать органическими красителями (малахитовой зеленью, метиленовой голубой и др.). В итоге получают цветные реакции на определенную породу волокон.
В случаях, когда бумага покрыта живописью образец отобрать тяжело, и в таких случаях применяют низковольтажную рентгенографию для исследования структуры бумаги. (т.е. делают снимки и увеличивают)
Цель: определение его сохранности; состав входящих в него компонентов наполнителя, связующего; в случае цветных грунтов - определение пигментов; последовательность нанесения, его специфики и технологии.
Методы:
- Самый простой визуальный, если, например, картина неописана, или виден грунт на изгибах;
- Микроскопический анализ (например наличие имприматуры);
- Микрохимический анализ (определение качественного состава);
- Определение состава наполнителя по степени впитываемости (по поглощающей способности грунта), при помощи рентгена: свенцовые белила – непропускают излучения и как следствие белые пятна на снимке; грунты клеемеловые и клеегипсовые при нанесении вспениваются и остаются пузырьки, которые на рентгенограмме выглядят как темные круглые пятнышки; масленые и эмульсионные грунты не имеют таких характерных признаков. Так же по рентгенограмме можно определить был холст загрунтован на подрамнике или до напряжения. В первом случае в месте соприкосновения холста с подрамником как правило слой грунта тоньше и на рентгене соответственно эти места более темные.
При исследовании грунта можно так же выявить границы между авторским грунтом и грунтом нанесенным после. Естественно с помощью рентгенограммы – авторский грунт, как правило, плотнее. Для определения связующего прибегают к помощи методов физико-химического исследования:
- ИК спектография
- Газовая-, жидкостная хромотофия