Исследования грунта

Исследование основы.

Комплексные исследования произведений живописи.

Дерево.

  • Вида древесины
  • Степень разрушения
  • Конструктивных особенностей
  • Возраста.

Виды исследований: визуальное глазом, под микроскопом, возраст определяют через период полураспада углерода. С помощью ИК излучения определяют дефекты от насекомых

Ткани.

Исследование предполагает

  • Определение природы волокна
  • Способа плетения нитей
  • Сохранностей полотна
  • Первоначального размера
  • и т.д.

Эти исследования позволяют объяснить причины разрушения основы.

  1. микроскопическое исследование – основано на микрохимическом методе: с края конца выбирают 2 перпендикулярные нити (длинные и максимально чистые); их очищают от клея, жира, воска и пр.; на них воздействуют различными реагентами; могут делать поперечные срезы; данные получают с помощью микроскопического увеличения и изучения.
  2. йодный метод – реактив хлорцинкйод, который при взаимодействии с хлопком окрашивается в красно-фиолетовый, волокном пеньки – красно-коричневый, льна – фиолетовый.
  3. метод двойного окрашивания – волокно последовательно окрашивают сначала малахитовой зеленью, а за тем красным Конго (это пигменты). В результате хлопок и лен окрашиваются в розовый, пеньки – грязнофиолетовый и т.д..

В зависимости от полученных результатов исследования холста принимается решение о необходимости его (именно холста) реставрации. К примеру, дублирование, т.е. подклеивание к существующему еще одного, вследствие чего он выравнивается. Иногда холст полностью соскабливают и заменяют на новый.

Бумага.

Прежде всего исследование включает:

  • Определение природы волокна и его качественный состав или процентное соотношение различных волокон составляющих бумагу.

Т.к. бумагу до середины XIX в изготавливали из тряпичных отходов ее состав определяется теми же методами что и при определении тканевых основ.

Целлюлоза идущая на приготовление бумажной массы из хвойных пород представляет собой лентообразные волокна с заостренными концами. В состав так же входит лигнин (реагент), а его можно окрашивать органическими красителями (малахитовой зеленью, метиленовой голубой и др.). В итоге получают цветные реакции на определенную породу волокон.

В случаях, когда бумага покрыта живописью образец отобрать тяжело, и в таких случаях применяют низковольтажную рентгенографию для исследования структуры бумаги. (т.е. делают снимки и увеличивают)

Цель: определение его сохранности; состав входящих в него компонентов наполнителя, связующего; в случае цветных грунтов - определение пигментов; последовательность нанесения, его специфики и технологии.

Методы:

  • Самый простой визуальный, если, например, картина неописана, или виден грунт на изгибах;
  • Микроскопический анализ (например наличие имприматуры);
  • Микрохимический анализ (определение качественного состава);
  • Определение состава наполнителя по степени впитываемости (по поглощающей способности грунта), при помощи рентгена: свенцовые белила – непропускают излучения и как следствие белые пятна на снимке; грунты клеемеловые и клеегипсовые при нанесении вспениваются и остаются пузырьки, которые на рентгенограмме выглядят как темные круглые пятнышки; масленые и эмульсионные грунты не имеют таких характерных признаков. Так же по рентгенограмме можно определить был холст загрунтован на подрамнике или до напряжения. В первом случае в месте соприкосновения холста с подрамником как правило слой грунта тоньше и на рентгене соответственно эти места более темные.

При исследовании грунта можно так же выявить границы между авторским грунтом и грунтом нанесенным после. Естественно с помощью рентгенограммы – авторский грунт, как правило, плотнее. Для определения связующего прибегают к помощи методов физико-химического исследования:

  • ИК спектография
  • Газовая-, жидкостная хромотофия

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: