Темпера.
Связующее и работа с красками.
Пигменты.
Сточки зрения оптических свойств краски и пигменты всегда делили на две категории: прозрачные (лессировочные), непрозрачные кроющие (корпусные). Корпусными выполнялся подготовительный этап, а лиссировочными – все последующие прописки.
Во времена римской империи пигментов насчитывалось около 30, до первого века нашей эры самыми распространенными были мелинум – белый, аттическая желтая – желтая охра, синнопская земля – красный, + черный земляной.
Пигменты классифицируются:
- органические / неорганические;
Орг. – полученные на основе продуктов распада растительного и животного мира.
Не орг. – природных минералов.
- монокомпонентные / многокомпонентными;
- природные / синтетические (как правило более чистые, меньше примеси так как из определенного сырья; дали возможность широкому применению красок);
Исторически одними из первых красок которыми научились пользоваться – восковые. Техника – энкаустика. Дохристианской и раннехристианской.
Были виды:
чистая энкаустика (восковая темпера) – очищенный пчелиный воск проваривали с морской водой и раствором соды с добавлением оливкового масла;
с добавлением смол хеосский бальзам и мастикс – краску наносили в расплавленном виде на предварительно нагретые дощечки, иногда для лучшего сцепления дощечку грунтовали бесцветным воском, после чего слоями наносили тона.
Как правило краску наносили специальным инструментом металлическом – каутерием.
Раннехристианская живопись это в основном Византия, северный Египет, малая Азия.
Краска на основе яйца. Темперная живопись возникает в Византии, была распространена в западной Европе, Италии до 16 в, в России – до кон. 17 века. Темперная краска во-первых в старой школе была многослойной, т.е. необходимо было соблюдать все правила работы с ней.
Технология работы с темперной краской: на основу в пределах рисунка наносилась краска в градациях каждого тона. Далее была определенная последовательность прописки: сначала фон, затем окружающая обстановка (пейзаж, арх-ра), а затем инкорнат. Было необходимо дожидаться просыхания каждого слоя. Пастозное письмо недопустимо.
Темпера бывает:
Органическая на основе составляющих куриного яйца; или клеевая, на основе природных клеев; иногда добавляли смолы. Темперу делали более прочной для написания икон либо для росписи стен экстерьеров, для интерьеров – менее стойкую.
В темперу начали добавлять постепенно смолы и иногда масла. Но Ян Ван Эик просто перешел на масленое связующее. Масла для красок очищали и иногда морили известью, что делало его сиккативным (быстросохнущим). Масло в различных регионах использовалось соответственно разное: льняное, конопляное, оливковое.
Классическая техника масленой живописи заключалась в многослойности, четкой последовательности прописки элементов, отличалась региональностью. За время своего существования претерпела множество технологических изменений. Может быть корпусной или лессировочной. В 19 веке многие художники уходят от канонов многослойности и применяют манеру ала прима – техника написания в один присест.
В кон.19, в 20 веке художники уходят от единой системы и канонов, появляется пастозное письмо (фактурное), индивидуальные техники письма. Масленые краски не самые лучшие краски для настенной живописи, так как они сильно бликуют. Но в 18 веке научились делать ее матовой, добавляя в нее воск расплавленный в скипидаре.