Сущность воображения. Сущность и виды воображения

Сущность и виды воображения

В современной психологической науке нет общепринятого понимания сущности воображения как познавательного процесса. Продолжается спор о правомерности его выделения в самостоятельную научную категорию. Известно, что еще в 1913 году Д. Уотсон исключил феномен фантазии из числа объектов психологической науки. Определение воображения и сегодня отсутствует во многих современных психологических энциклопедиях.

К воображению в большей степени, чем к любому другому познавательному процессу можно отнести следующие слова: чем больше я знаю, тем больше я сомневаюсь. Опираясь на житейскую психологию, дать определение воображения не составляет труда. Оно будет чем-то похоже на отождествление детьми воображения и представления, вообразить – значит представить.

С точки зрения психологической науки предмет воображения, не смотря на видимую очевидность самого феномена, до сих пор строго не определен. Так, Р.С. Немов определяет воображение как особую форму человеческой психики, стоящую отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающую промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью (Рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь воображения с другими познавательными процессами

Указание на промежуточное положение воображения или на его связь с другими познавательными процессами присутствует в работах многих авторов. Источником воображения, как и восприятия, является объективная реальность. Воображение не может творить из ничего. Слепой от рождения не может создать цветовой образ, а глухой – воссоздать в своем сознании звук.

Воображение – это психический познавательный процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. В любом случае оно имеет дело с образной информацией, поступающей или из ощущений и восприятия, или из памяти. Воображение на этой основе создает новые образы, реконструирует действительность. Или, как утверждает М.И. Еникеев, воображение генерирует аутообразы (изнутри, под себя).

Противоположной точке зрения: о том, что воображение включает в себя память, придерживались Ф. Кейра, А.Селли и П.П. Блонский. Под воображением в самом широком смысле слова иногда понимают всякий протекающий в образах процесс. Поэтому память – всего лишь один из видов воображения. Из названного выше теоретического положения возникло деление воображения на репродуктивное и творческое и отождествление первого с памятью (Рубинштейн, 1989).

Л.М. Веккер рассматривает воображение во взаимосвязи с психическим временем. Он полагает, что психическая реальность, скрывающаяся за разными формами продвижения по оси психического времени от настоящего к будущему и обратно, соответствует природе воображения. Оно представляет собой сквозной психический процесс, симметричный памяти, но противоположно направленный ей (Веккер, 2000).

Воображение также взаимосвязано с мышлением, с аналитико-синтетической деятельностью человеческого мозга. Их взаимодействие обусловлено неопределенностью ситуации: высокая степень неопределенности, недостаток информации, неопределенность механизмов решения задач, нечеткость границ базовых понятий способствует обращению к воображению. Напротив, определенность ситуации – к формам мышления и мыслительным операциям (Козубовский, 2004).

В отличие от мышления, воображение не доводит процесс обобщения до логического завершения. Он остается незавершенным, сохраняя притягательность и эмоциональность единичного. Например, притягательность восточных календарей заключается в сохранении автономного значения каждого года в комбинации циклов, при наличии собственного брэнда – животного.

Таким образом, воображение – это образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти (Еникеев, 2000).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: