Выполнение работы
Ход работы
Обработка результатов
Выполнение работы
Ход работы
1.Рабата группой.
2.Э. предлагает И. решить задачи по описанию.
3.И. прослушивает условия задач, а затем выполняет.
4.Э. оценивает качество выполненной работы.
1. 4.
2. 5.
3.
1. И. проверяет правильность ответов с помощью чертежа.
2.Отмечает, какая задача, решалась легко какая, вызвала затруднение.
3. Правильное решение задач оценивается количеством единиц:
Ø 1 задача – 4 единицы.
Ø 2,3,4 задачи – 5 единиц.
Ø 5 задача – 6 единиц.
4. Выясняется в каких задачах вызвал затруднения процесс актуализации образа, в каких – процесс оперирование им.
Вывод. В ходе опыта мы изучили репродуктивное воображение правильно решено ….. задачи, что составляет……. единиц. У И. уровень развития репродуктивного воображения соответствует …………….. показателю. В задачах 3 и 5 в процессе решения возникли проблемы с актуализацией и оперированием образами.
Опыт №17 (стр. 193 Щербаков)
Цель: изучить особенности проявления творческого воображения.
Оборудование: неоконченный текст.
1. Работа группой.
2. Э. зачитывает начало текста, который И. должен завершить (продолжение и окончание) время 10 мин на написание текста.
Темнело. Шел мелкий нудный дождь. На трамвайной остановке под одним зонтиком стояли две девушки. Они о чем-то тихо разговаривали. Вдруг…
1. Оцениваются некоторые рассказы.
2. В качестве критерия используются следующие показатели:
Ø законченность рассказа.
Ø яркость и оригинальность образов, необычность повороты сюжета, неожиданность концовки.
Вывод: мы изучили особенности творческого воображения выраженного в словесной форме. У И. в рассказе яркие образы, необычный поворот сюжета, законченность рассказа.
Формы проявления воображения.
Воображение может проявляться в разных формах:
Мечта – форма проявления активного воображения, необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Мечты - отодвинутые во времени желания, то есть осуществимы.
Грезы – преднамеренное пассивное воображение, уход от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от неразрешимых задач, от тягот жизни. В грёзах отражается связь фантазии с потребностями личности. Грезы принципиально неосуществимы, выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной, выдуманной жизни получает то, чего ему не достаёт в реальности.
Галлюцинации – пассивное, непреднамеренное воображение. Фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с действительностью. Галлюцинации – результат нарушений психики, сопровождают многие болезненные состояния.
Сновидения - пассивное, непреднамеренное воображения. В сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека.
Фантазия – активное, творческое воображение, образы, картины, которые мало или вообще не соответствуют реальности. Фантазия:
- важное условие нормального развития личности;
- особенности школьного возраста;
- выявление творческих возможностей;
- правдоподобное преобразование накопленного опыта.
На фоне фантазии возникают перевёртыши – продукт воображения детей, потребность в эмоциональном, комическом эффекте, перестановка элементов, из которых складываются привычные образы, что связано с усвоением эталонов о мире. Например, 4-ёх летний ребёнок поёт: «Дам кусок молока и кувшин пирога».
Опыт №18 (стр. 128 Петровский)
Цель: исследовать особенности творческого воображения.
Оборудования: 3 слова капюшон, дорога, дождь.