Уже в житиях и «хожениях», где указателями и ограничителями творческого метода служили нормы канона

К началу XVIII века относится беллетризованная «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Дмитрии князе Римском». В петровское вре­мя бытуют рукописные и печатные плутовские и авантюрные повести. (Переведенная с польского повесть «Похождения шута и плута Совестдрала»).

Беллетристическое сюжетное повествование, свободное от рели­гиозных канонов (то есть вполне светское), отмечается только в повестях («гисториях») первой четверти XVIII века, в которых появляется и любовная тематика: «Гистория о российском матросе Василии Корн­етском и прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли», «Гисто­рия. о храбром российском кавалере Александре и о любительницах ево Тире и Елеоноре», «Гистория о некоем шляхетском сыне, како через высокую и славную свою науку заслужил себе высокую славу и честь и кавалерский чин и како за добрые свое поступки пожалованы королевичем в Англии».

Возникновение жанра «повести» в русском письменном твор­честве восходит к глубокой древности. Уже самые первые летописные своды Киевской Руси обозначены как «повести». Известный свод Нестора - «Повесть временных лет» относится к XII веку. В «повести» смешиваются история и вымысел, легенды и быль. Но самый общий признак, объединяющий летописные своды по жанру, - это рассказ о событиях независимо от их истинности и подлинности. Дифферен­циация жанра повести в древнерусской литературе обнаруживается в основном на тематическом уровне. Это были целые циклы повестей на тему о татаро-монгольском нашествии («Повесть о Куликовской битве», «Повесть о битве на реке Калке» и др.). К этому жанру повести, основанному на исторических событиях, тяготели жанры Жития и Сказания («Сказание о Мамаевом побоище», «Житие Александра Невского»). Иногда к рассказу примешивались публицистические мотивы («Новая повесть о преславном Российском царстве»). Были и остросюжетные повести («Повесть о Петре и Февронии»). Сатирические повести («Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове», «Повесть о Шемякиной суде»). Бытовые и плутовские повести («Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове»), переводные повести («Повесть о Бове Королевиче»).

Первой трети XIX век

Жанр повести в русской литературе

Крупчанов Л.М., Москва

По терминологии исследователей древнерусской литературы повесть этого периода включена в «повествовательную литературу» наряду с другими повествовательными жанрами, в которых пере­давались события русской истории или истории какой-либо личности. Эти повести не были чисто светскими, в их сюжетах встречаются лишь отдельные элементы вымышленного беллетристического сюжета, так как их авторы не были профессиональными литераторами, а являлись в одно и то же время и составителями, и переписчиками. Только в от­дельных случаях отмечается незначительное творческое участие (авто­ра повести XVI века «О Петре и Февронии» Ермолая Еразма, автора повести XVI века «О прихождении Стефана Батория на град Псков» иконописца Василия в рассказе о жизни Ульянии Осоргиной (XVII), написанном се сыном Калистратом Осоргиным).

В древнерусских повестях повествование о событиях не ослож­нено ярко и последовательно выраженным авторским способом пись­ма, «слогом», хотя признаки своеобразия повествовательного стиля можно обнаружить

Для переписчиков старинных повестей их труд являлся скорее актом ремесла, чем творчества. Беллетризация повестей и в начальный период книгопечатания являлась результатом коллективной дея­тельности, а не индивидуального творческого акта. Поэтому говорить об определенном единстве принципов художественного изображения в полной мере можно лишь применительно к авторской повести, кото­рая возникает в русской литературе в XVIII веке. К XVIII веку относит­ся и возникновение литературных направлений.

В 1770-1780-х годах появляются авторские переводные и ориги­нальные повести. Переведена с французского Я.Б. Княжниным в 1771 году чувствительная повесть «Несчастные любовники, или истинные приключения графа Коминжа, наполненные событий жалостных и нежные сердца чрезвычайно трогающих», переделанная Т. Комаровым «Повесть о приключении английского милорда Георга». Оригинальная повесть «Жизнь и приключения Ваньки Каина». Повесть Н.И. Нови­кова (на сюжет «Повести о Фроле Скобееве») «Новгородских девушек святочный вечер, сыгранный в Москве свадебным» (1 786). Сборник Новикова «Похождения Ивана Гостиного сына» (1785-1786). Повесть с автобиографическими мотивами Д.И. Фонвизина «Каллисфон» (1786) - о судьбе придворного философа, оказавшегося в обществе лжецов и подхалимов - поучение для монархов.

В 1788 году была опубликована повесть Ф. Эмина «Роза, полу­справедливая оригинальная повесть», уже тяготевшая к сентимен­тализму, а также «Игра судьбы» (1789). В том же 1789 году в «Пересмешнике...» Чулкова вышли его повести «Горькая участь» (на крестьянскую тему), а также его сатирические повести «Драгоценная щука» и «Прянишная монета». В этих повестях Чулкова, как и в сатирических, пародийных повестях Крылова «Ночи» и «Каиб» (1792), авторы выходят на социальную проблематику в духе просветительства. Тогда же (в 1789 году) выходит первая сентиментальная повесть Карамзина «Русская истинная повесть: Евгений и Юлия», заканчиваю­щаяся изображением преждевременной смерти главного героя, финалом обычным для последующих произведений Карамзина.

Русская авторская повесть, таким образом, возникает во второй половине XVIII века, когда пик классицизма уже был позади, и в литературе наметились новые художественные тенденции; в ней отмечается смешение стилевых особенностей и поэтических принципов, восходивших как к античной классике, так и к новым европейским литературным направлениям, сменившим классицизм.

В этих условиях в 1790-х годах со своими повестями выступает Н.М. Карамзин, один из основоположников жанра русской повести. В 1791 году публикуется его повесть «Фрол Силин», а 1792 году «Бед­ная Лиза» - программное произведение русского сентиментализма. Затем, в течение десяти лет выходят повести Карамзина: «Наталья, боярская дочь» (1792). «Остров Борнгольм» (1794), «Марфа Посадница» (1802). На несколько десятилетий карамзинское «чувствительное» направление захватывает все жанры русской литературы, и особенно повесть. Одна за другой выходят повести-подражания «Бедной Лизе» Карамзина: «Бедная Маша»(1801) А.Е. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» (1805) И. Свечинского, «Инна» (1806) Г.П. Каменева, «История Бедной Марьи» (1805), «Бедный Леандр» Н.П. Брусилова, повесть В.В. Измайлова «Ростов­ское озеро» с изображением крестьянской идиллии, «Российский Вертер, полусправедливая повесть; оригинальное сочинение М. Сушкова, молодого чувствительного человека, самопроизвольно прекратившего свою жизнь» (1801), «Прекрасная Татьяна, живущая у подошвы Во­робьевых гор» В. Измайлова (1804), «Милые, неясные сердца» (1800) А. Эмина, «Эмилия, или печальные следствия безрассудной любви» (1806) С. Ремизова. «Милена, или редкий пример великодушия» (1809) М. Извековой, «Дух россиянки, истинное русское происшествие» (1809) А. Кропотова, «Несчастная Лиза»(1811) И.М. Долгорукова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: