Эксперимент по введению ЕГЭ, начатый в 2001 г., открывает новую страницу в развитии отечественной системы образования и имеет инновационный характер не только по замыслу, но и по форме проведения.
Задачи, решаемые с помощью ЕГЭ:
- объективизация оценки качества образования на основе создания механизма внешнего оценивания и использования педагогических измерений;
- повышение доступности профессионального образования, в первую очередь для молодежи из малообеспеченных семей и из отдаленных от вузовских центров мест проживания;
- объективизация требований к общеобразовательной подготовке абитуриентов учебных заведений в системе профессионального образования;
- снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счет уменьшения числа экзаменов;
- развитие преемственности общего и профессионального образования, обеспечивающей готовность выпускников школ продолжить образование;
- совершенствование системы государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки качества подготовки выпускников.
|
|
Решение последней задачи, в частности, позволяет говорить о существенном вкладе ЕГЭ в становление и развитие Общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), создание которой происходит сейчас в России. Выполняя свои основные задачи, ЕГЭ является важным структурным элементом ОСОКО и одним из центральных звеньев в развитии и совершенствовании системы управления качеством образования.
Учителя нередко выступают организаторами проведения ЕГЭ в школах, однако они работают только с теми выпускниками, которые не являлись ранее их учениками. В этом случае педагоги принимают участие в подготовке к проведению экзамена, организуют саму процедуру тестирования, обеспечивают сбор и отправку материалов экзамена.
После завершения экзамена организаторы собирают материалы: использованные и неиспользованные тесты, заполненный протокол проведения тестирования и прилагают списки учащихся. Эти материалы передаются в специальные центры для проверки и дальнейшей обработки, получившие в системе ЕГЭ название региональные центры обработки информации (РЦОИ). Задания с выбором ответов подвергаются автоматизированной проверке на местах или в Москве, а для проверки заданий с развернутыми ответами приглашаются эксперты, работа которых организуется по месту проведения экзамена в условиях полной информационной безопасности и независимости экспертных суждений.
[1] Organisation for economic cooperation and development, Programme for International Student Assessment (2003).
[2] Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA – 2003. – Университетская книга. 2005.
|
|
[3] См.: Московская высшая школа социальных и экономических наук: справочник слушателя. Факультет менеджмента в сфере образования. 2002 — 2003. Приложение № 3. Критерии и шкала оценивания письменных работ.
[4] Именно в этом диапазоне преподаватель может целиком проявить свой субъективизм в оценивании тех или иных достижений учащегося. Однако в восприятии ученика его субъективность все равно не выходит за рамки соответствующей степени («отлично», «хорошо» и т.д.).
В свою очередь такой интервал позволяет учащемуся оценивать свои достижения (умения) более дифференцированно: «хорошо» может быть ближе к «отлично» или ближе к «удовлетворительно». Это позволяет учащемуся более адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны и перспективу своего продвижения.
[5] Валидность определяется характеристиками применяемого исследователем метода и заключается в его способности измерять именно те свойства изучаемого объекта, которые интересуют исследователя.
[6] Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Впервые этот способ оценивания был использован в США в 80-х гг. XX в.
[7] Краснова Т. И. Аналитический обзор Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета // www.charko.narod.ru.
[8] Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.