Портфолио

Еще одним способом оценивания индивидуальных достижений учащихся может служить портфолио [6], который представляет собой собрание работ (проектных, исследовательских, контрольных и творческих — сочинений, эссе и т.п.) учащегося, характеристик и отзывов преподавателей о его работах, а также документов, подтверждающих достижение им результатов в разных областях, где он проявлял какую-то активность (аудио- и видеозаписи).

Участие ученика в отборе работ является важным фактором положительной мотивации учебной деятельности, стимулирующим стремление к самооценке своих достижений. Поэтому многие преподаватели видят в портфолио эффективное средство развития у школьников навыков критического мышления и получения реальных самооценок.

Используя портфолио, преподаватель может:

― мотивировать учащихся к непрерывному совершенствованию в выбранном направлении;

― мотивировать учащихся к развитию своих способностей, не только непосредственно связанных с данным типом обучения, но и любых других, непосредственно с ним не связанных;

― инициировать самооценку (рефлексию) учащихся относительно своих результатов и коррекцию способов их достижения;

― оценивать динамику продвижения учащихся к результату относительно его собственных успехов и неуспехов;

― фиксировать недочеты в достижении образовательных результатов.

На сегодняшний день в сфере образования существует разные типологии портфолио, представленные в отечественных и зарубежных работах.

При использовании процессуального критерия как основания для классификации портфолио делятся на:

1) рабочее портфолио — включает работы учащегося за определенный период времени, которые показывают произошедшие изменения в его знаниях.

2) протокольное портфолио — в документальной форме отражает все виды учебной деятельности и подтверждает самостоятельность работы учащегося. В этот вид портфолио могут включаться черновики готовых работ ученика.

3) процессное портфолио — предназначено для демонстрации достижений учащегося на различных этапах процесса обучения.

4) итоговое портфолио — обычно используется для получения суммарной оценки знаний и умений учащегося, усвоенных по основным предметам учебной программы. В последнем случае в портфолио обычно включается самая лучшая завершенная работа ученика, выбранная им совместно с учителем. Формы представления материалов портфолио могут быть различными. Нередко используются аудиовизуальные средства, такие как фотографии, видеозаписи, электронные версии работ учащегося.

При использовании целевого критерия портфолио делятся на:

1) портфолио документов — похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т.д.; благодарственные письма, табели успеваемости, значки, медали и т.п.;

2) портфолио работ — собрание проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности (участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, посещение спортивных и художественных кружков и др.). В эту папку собираются все контрольные и творческие работы: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, видеокассеты и т.д., т.е. все, что было сделано учащимся в течение определенного срока (например, года). Данный вид портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ и др.

3) портфолио отзывов — характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные преподавателями, тьюторами, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлено в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее;

4) проблемно-исследовательское портфолио связано с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Оно представляет собой набор материалов по определенным рубрикам, например: варианты названий реферата (доклада, статьи); список литературы для изучения микротемы; проблемные области, план исследования; дискуссионные точки зрения; факты, цифры, статистика; цитаты, афоризмы; интеграция с другими предметными областями; результаты исследования; выводы по результатам исследования; методы исследования; прогнозы и перспективы;

тематическое портфолио создается в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса, освоения комплекса компетентностей. Работа над ним строится следующим образом: преподаватель сообщает название изучаемой темы, этапы ее освоения, формулирует умения, которыми должен овладеть учащийся, и критерии их достижения, а также выбирает способы и процедуры оценивания результатов. В итоге учащийся осуществляет защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой и/или требуемыми умениями.

После проверки портфолио преподавателем можно организовать их презентацию и публичную защиту. Учащиеся выступают перед группой, раскрывают содержание своих работ. Другие задают вопросы, обсуждают, а затем выставляют свои оценки представляемому портфолио по собственным или другим критериям[7].

Несмотря на индивидуализированный подход при выборе заданий, результаты выполнения которых нуждаются в основном в экспертных оценках, портфолио обеспечивают достаточно объективную информацию о качестве учебных достижений. Это связано с тем, что процесс их проверки предельно стандартизируется, четко определяются критерии оценки достижений, вырабатываемые в сотрудничестве с учащимися, тщательно обеспечиваются свидетельства самостоятельной работы учеников. Все компоненты портфолио могут оцениваться как качественно, так и количественно — в баллах. Итоговая оценка может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; может быть интегральной, включающей максимальные баллы всех компонентов, и др.

Критериями оценки портфолио могут быть:[8] 1) аккуратность (тщательность) выполнения; 2) факторы, отражающие понимание студентом учебного материала; 3) организация студентом портфолио; 4) полнота отражения изучаемого материала; 5) оформление; 6) факторы, отражающие размышления студента о своем познании; 7) творчество; 8) факторы, отражающие развитие студента; 9) наглядность, используемая в портфолио.

Сторонники портфолио обычно относят их к средствам аутентичного оценивания и в качестве позитивной аргументации приводят их высокую валидность, адекватность современным требованиям к качеству образования. Однако портфолио, как и тесты, не решают всех проблем оценивания качества образования, поскольку имеют недостатки. Они дороги, требуют больше времени при использовании по сравнению с тестами и вызывают сомнения в надежности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: