Техника росписи в Федоскино

Материалы и инструменты

Краски. Миниатюрная лаковая живопись выполняется масляными красками различных цветов при смешивании которых создаются множество разнообразных оттенков:

марс жёлтый прозрачный, марс оранжевый, индиго, умбра натуральная, краплак красный прочный, голубая «ФЦ»,белила титановые, кадмий жёлтый, кадмий красный, виридоновая зеленая и другие.

Кисти. Миниатюрную живопись удобнее всего выполнять кистями из синтетики (номера от 0 до 2, а также №10 для покрытия лаком),колонковыми (номер от 0 до 4)и белки(для расфлейцивания красочного слоя).

Остальные приспособления. К ним относятся:

-карандаши (от 2Т до 2М)

-калька

-палитра нейтрального серого цвета

-тряпки для вытирания кистей

-скипидар живичный для мытья кистей

-льяное масло для промасливания поверхности изделия

-мастихин для сбора краски с палитры

-наждачная бумага для шлифования пролаченного изделия

-лак ПФ-283


Федоскинская миниатюрная живопись производится масляными красками в той строгой последовательности стадий и приемов, которую теперь принято называть классической. Федоскинцы используют классическое трехслойное письмо. Это своеобразный «почерк» этих мастеров, по которому легко узнать их работы.

Что же представляет собой трёхслойный федоскинский почерк? Прежде всего, это объем. Если вы внимательно вглядитесь в миниатюру, то сможете увидеть настоящие живые лица, четко прописанные черты, морщинки, румянец и даже тонкие реснички. Картинки на шкатулках всегда объемные и глубокие. Краски столь четкие и ясные, что иногда кажется, будто миниатюра горит или во всяком случае светится теплым огоньком. Все дело в колонковых кистях, которыми пишут мастера.

Приемы живописи масляными красками были разработаны в эпоху Возрождения в Италии, Нидерландах и Германии. Техника масляной живописи по дереву и холсту сохранялась в общих чертах в цехах живописцев до XVIII в. и как-то сама собой перешла в искусство миниатюристов по лаку, закрепившись здесь в стройной системе специфических приемов письма, обусловленных особенностями лакового дела.

В Федоскине миниатюрная живопись имеет две разновидности, обусловленные техническими особенностями: это так называемые письмо по-плотному и письмо по-сквозному. ". При первом, который выполнялся корпусными непрозрачными красками, обеспечивались плотность и прочность красочного слоя под лаком, создавался значительный простор для развития цветовой гаммы. Способ "по сквозному" состоял в использовании лессировочных (прозрачных) красок. При этом многочисленные живописные слои накладывались на грунт из порошков алюминия, бронзы, сусального золота или перламутра, чем создавался эффект свечения красок, особой светоносности живописи. Обычно лукутинские мастера сочетали оба способа, чередуя глубокие насыщенные тона с мягкими нежными, а плотные — с прозрачными.

2.2.1 Письмо по – плотному

Крышка коробки в этом случае от края до края зачищается пемзовым порошком. На матовую поверхность выдавливаются каплями из тюбика свинцовые белила, которые разравниваются легкими пристукиваниями внутренней стороной ладони, а затем сглаживаются мягкими взмахами большой беличьей кисти, распушенной на конце (своего рода флейц). В результате получается плотный белый грунт, напоминающий по виду хорошо отполированную кость.

На просушенный грунт переводится рисунок миниатюры с тонкого листа бумаги или кальки. Контуры рисунка перед этим аккуратно обводятся с обратной стороны какой-либо нейтральной краской - умброй, сиеной жженой либо охрой красной, затем отпечатываются на грунте лощением листа ногтем большого пальца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: