double arrow

Культура делового общения в системе межпредметных связей

Культура делового общения, являясь составной частью общей культуры, для государственных служащих составляет приоритетную часть их профессиональной культуры.

Проблема культуры делового общения своими корнями уходит в далекое историческое прошлое. Теоретическому осмыслению проблемы общения способствовали философские труды Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, К. Ясперса и др.; психологические исследования Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, Б.Ф. Ломова, Б.Н. Мясищева, В.Д. Парыгина, А.В. Петровского и др.

В последнее десятилетие большое внимание учеными уделяется вопросам культуры общения в различных видах деятельности:

педагогической (Е.В. Бондаревская, Т.Н. Ильина, А.В. Мудрик, Л.И. Рувинский и др.),

экономической (В.Д. Симоненко, Е.С. Никитина, Т.А. Степченко, Н.С. Мурадова и др.),

управленческой (М.М. Лебедева, Е.В. Руденский, Т.И. Холопова, В.П. Шейнов и др.).

Состояние культуры делового общения у современных служащих - низкий уровень данной культуры.

Это объясняется следующими причинами:

отсутствием специального образования у многих служащих;

недостаточным уровнем профессионального совершенствования служащих внутри учреждений и организаций, где они работают и системы повышения квалификации;

несовершенством системы кадрового отбора в государственных и муниципальных учреждениях и организациях специалистов на государственную службу,

несовершенством ГОС ВПО и учебных программ по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление», призванных осуществлять подготовку государственных служащих.

Таким образом, налицо противоречия между:

- необходимостью формирования у государственных служащих культуры делового общения и реальным уровнем ее сформированности в современных условиях;

- потенциальными возможностями формирования культуры делового общения государственных служащих в системе непрерывного образования и недостаточной разработанностью содержания, средств и методов профессиональной подготовки данной категории работников.

Данные противоречия обусловили проблему необходимости разработки концептуальных основ содержания и технологий обучения по формированию культуры делового общения государственных служащих в системе непрерывного образования.

Национальные особенности менеджмента России

Национальные особенности менеджмента в России определяются геополитическими, историческими, социально-экономическими и социокультурными факторами ее развития, в результате действия которых сформировался российский менталитет, т. е. психология, образ жизни, поведение, привычки и обычаи народа.

Вследствие своего геополитического положения Россия является евроазиатской страной. Поэтому российский менталитет характеризуется соединением противоречивых начал — западного и восточного.

Западное начало проявляется в стремлении к свободе, индивидуализму, прагматизму.

Восточное начало характеризуется духовностью, коллективизмом, патриархальностью, консерватизмом.

Коллективизм и индивидуализм — две полярные основы российского менталитета. Их соотношение постоянно меняется.

Наряду с коллективизмом и индивидуализмом в российском менталитете одновременно сочетаются политизированность и практицизм,

трудолюбие и леность,

образованность и недисциплинированность,

общительность и дефицит вежливости,

высокий уровень национальной культуры (литературы, искусства) и

низкий уровень бытовой культуры,

стремление к новому и догматизм,

аскетизм и мотовство,

приверженность традициям и готовность к переменам,

одобрение и осуждение частного предпринимательства, легальные и нелегальные формы хозяйствования.

В целом особенности российского менеджмента состоят в его гибкости, приспособляемости, маневренности. Это позволяет охарактеризовать российское общество в начале XXI в. как общество переходного типа. Соответственно переходными, т. е. трансформирующимися, являются такие важнейшие институты общества, как экономика, менеджмент и его этика.

Российский менталитет обусловливает необходимость большего вмешательства государства в экономику, чем в странах Запада. Наряду с экономическими методами должны также использоваться административные методы управления.

Российский менеджмент должен учитывать противоречия менеджмента, его различия по регионам и вектор развития.

Это развитие идет в направлении снижения политизированности, повышения индивидуализации, прагматизма, материальной обеспеченности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: