Культура делового общения, являясь составной частью общей культуры, для государственных служащих составляет приоритетную часть их профессиональной культуры.
Проблема культуры делового общения своими корнями уходит в далекое историческое прошлое. Теоретическому осмыслению проблемы общения способствовали философские труды Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, К. Ясперса и др.; психологические исследования Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, Б.Ф. Ломова, Б.Н. Мясищева, В.Д. Парыгина, А.В. Петровского и др.
В последнее десятилетие большое внимание учеными уделяется вопросам культуры общения в различных видах деятельности:
педагогической (Е.В. Бондаревская, Т.Н. Ильина, А.В. Мудрик, Л.И. Рувинский и др.),
экономической (В.Д. Симоненко, Е.С. Никитина, Т.А. Степченко, Н.С. Мурадова и др.),
управленческой (М.М. Лебедева, Е.В. Руденский, Т.И. Холопова, В.П. Шейнов и др.).
Состояние культуры делового общения у современных служащих - низкий уровень данной культуры.
Это объясняется следующими причинами:
отсутствием специального образования у многих служащих;
недостаточным уровнем профессионального совершенствования служащих внутри учреждений и организаций, где они работают и системы повышения квалификации;
несовершенством системы кадрового отбора в государственных и муниципальных учреждениях и организациях специалистов на государственную службу,
несовершенством ГОС ВПО и учебных программ по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление», призванных осуществлять подготовку государственных служащих.
Таким образом, налицо противоречия между:
- необходимостью формирования у государственных служащих культуры делового общения и реальным уровнем ее сформированности в современных условиях;
- потенциальными возможностями формирования культуры делового общения государственных служащих в системе непрерывного образования и недостаточной разработанностью содержания, средств и методов профессиональной подготовки данной категории работников.
Данные противоречия обусловили проблему необходимости разработки концептуальных основ содержания и технологий обучения по формированию культуры делового общения государственных служащих в системе непрерывного образования.
Национальные особенности менеджмента России
Национальные особенности менеджмента в России определяются геополитическими, историческими, социально-экономическими и социокультурными факторами ее развития, в результате действия которых сформировался российский менталитет, т. е. психология, образ жизни, поведение, привычки и обычаи народа.
Вследствие своего геополитического положения Россия является евроазиатской страной. Поэтому российский менталитет характеризуется соединением противоречивых начал — западного и восточного.
Западное начало проявляется в стремлении к свободе, индивидуализму, прагматизму.
Восточное начало характеризуется духовностью, коллективизмом, патриархальностью, консерватизмом.
Коллективизм и индивидуализм — две полярные основы российского менталитета. Их соотношение постоянно меняется.
Наряду с коллективизмом и индивидуализмом в российском менталитете одновременно сочетаются политизированность и практицизм,
трудолюбие и леность,
образованность и недисциплинированность,
общительность и дефицит вежливости,
высокий уровень национальной культуры (литературы, искусства) и
низкий уровень бытовой культуры,
стремление к новому и догматизм,
аскетизм и мотовство,
приверженность традициям и готовность к переменам,
одобрение и осуждение частного предпринимательства, легальные и нелегальные формы хозяйствования.
В целом особенности российского менеджмента состоят в его гибкости, приспособляемости, маневренности. Это позволяет охарактеризовать российское общество в начале XXI в. как общество переходного типа. Соответственно переходными, т. е. трансформирующимися, являются такие важнейшие институты общества, как экономика, менеджмент и его этика.
Российский менталитет обусловливает необходимость большего вмешательства государства в экономику, чем в странах Запада. Наряду с экономическими методами должны также использоваться административные методы управления.
Российский менеджмент должен учитывать противоречия менеджмента, его различия по регионам и вектор развития.
Это развитие идет в направлении снижения политизированности, повышения индивидуализации, прагматизма, материальной обеспеченности.