Направления контроля.
Тема 1: Контроль и его знач-е в эк-ке.
№1. Сущность, цель, знач-е и ф-ции контроля.
Контроль – сов-ть след. действий:
1) опр-ние факт. состояния сис-мы управ-я орг-ей (объекта контроля);
2) сравнение факт. данных с требуемыми;
3) оценка откл-й, превышающих предельно допустимый ур-нь;
4) выявление причин данных откл-й.
Цель контроля – обеспечение информ. прозрачности объекта управ-я для возможности принятия эф-ных решений.
Значение контроля сост. в формир-и полной и объективной картины о фин-хоз. процессах и их тенденциях.
В рыноч. эк-ке знач-е контроля также закл-ся в охране соб-ти, кт сост. в след.:
1) выявление состояния учёта и исп-ние МЦ и Д.С.;
2) выявление хар-ра совершённого правонарушения;
3) выявление осн. причин и усл-й правонарушений;
4) опр-ние мер по совершенствованию учёта исп-ния МЦ и устранении причин злоупотреблений;
5) решение вопроса о привлечении виновных в ответ-ти.
Т.О., сущность контроля закл-ся в след.:
1) выявление ошибок и злоупотреблений;
|
|
2) обеспечение их устранения;
3) ан-з факторов их возникновения и разработка мер по предотвращению в будущем.
Ф-ции контроля
1) Информативная – помощь гос. и иным органам в получении и понимании инфы об объекте контроля;
2) Оперативная – обеспечение быстроты получения инфы об объекте контроля и реализация рез-тов контрольных мероприятий;
3) Защитная – предотвращение доступа к инфе об объекте контроля лицам, потенциально способным совершить правонарушение;
4) Превентивная – предотвращение действий, противоречащих норматив. актам и целям гос. политики;
5) Коммуникативная – обеспечение вз-действия органов контроля;
6) Упорядочивающая – реализация целей контроля через сис-му контролир. органов чёткой иерархии.
В завис-ти от того, кто осущ. контроль (его субъект), что контролируется (его объект) и каковы его цели выделяют след. направления контроля:
1) Гос. контроль – защищает интересы гос-ва и проверяет выполнение обяз-в физ. и юр. лиц перед ним и соблюдение законности;
2) Внутрихоз. контроль – защищает интересы П-я и его коллектива от злоупотреблений и хищений;
3) Правовой контроль – защищает интересы общ-ва в целом и проводится правоохранит. органами в форме ревизии и судебно-бух. экспертизы;
4) Независ. (аудиторский) контроль – защищает интересы участников хоз. процессов и проводится путём проверки фин. устойчивости и платёжеспособности П-й, а также достоверности их учёта и отч-ти.
Принципы:
1) Принцип независ-ти – контролир. органы должны обладать организационной и мат. независ-тью от лиц, чью деят-ть они проверяют, что позволяет им работать с высокой степенью инициативы и выдавать объектив. заключения;
|
|
2) Принцип гласности – обеспечение доступа каждого гражданина к инфе о рез-тах контроля, что будет способствовать формир-ю в общ-ве устойчивого мнения о пользе и необходимости контроля.
3) Принцип законности – деят-ть контролир. органов должна строго соответствовать нормативно-правовым актам, что предусматривает:
а) кач-во норматив. базы контроля в целом, т.е. его соответствие целям обществ. развития и укрепления финансов гос-ва;
б) соблюдение правовых норм контролир. органами и их представителями при реализации своих полномочий;
4) Принцип объективности – выводы контролир. органов, а также их подходы к план-ю и проведению проверок должны исключать какую-либо предвзятость и особые мотивы, а также быть подтверждены данными, содержащими кач-ную инфу.
5) Принцип ответ-ти – может рассматриваться с трёх сторон:
а) ответ-ть контролёров – каждый субъект контроля за ненадлежащее выполнение возложенных на него ф-ций и задач должен нести админ. и дисциплинарную ответ-ть;
б) ответ-ть контролируемых – виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управ-и соб-тью должны нести ответ-ть согласно степени тяжести допущенных действий;
в) ответ-ть третьих лиц – орг-и, вступающие во вз-отношения с контрольными органами в процессе проведения контроля, должны нести ответ-ть за несвоевременное или недостоверное представление инфы в отношении контролируемых;
6) Принцип сбалансированности – при опр-нии обяз-тей субъекта контроля д.б. определён соответствующий им объём прав и возможностей (т.е. субъекту контроля нельзя предписывать контрольные ф-ции, необеспеченные ср-вами их выполнения);
7) Принцип системности – предполагает наличие сис-мы контролир. органов с их соподчинённостью и допущением относит. самостоятельностью.
Требования к орг-и контроля:
1) Требование информ. обеспеченности – для формир-я достоверной инфы о рез-тах контроля необходимо кач-ная инфа о реал. состоянии контролир. объекта, при этом степень необходимости инфы опред-ся самим контролир. органом, представителям которого д.б. предоставлено право доступа к ней независимо от стадии её формир-я и прохождения.
2) Требование соответствия контролирующей и контролируемой сис-мы – степень сложности контроля должна соответствовать степень сложности контролир. объекта.
3) Требование постоянства – пост. фун-ние контрольных органов позволит вовремя предупреждать о возможности возникновения откл-й и своевременно их выявит.
4) Требование комплексности – объекты различ. типа д.б. охвачены комплексным контролем для полного представления инфы о состоянии сис-мы управ-я.
5) Требование подконтрольности каждого субъекта – выполнение контрольных ф-ций соотв. субъекта должно проверяться на кач-во др. объектом контроля без какого-либо дублирования.
6) Требование непрерывности развития и совершенствования – построение контрольных мероприятий Т.О., чтобы обеспечить возможность решения новых задач в рез-те изменения усл-й фун-ния гос-ва.
7) Требование конфиденциальности – планы контролир. органов не должны стать преждевременно известными во избежание искажения ими инфы о состоянии объекта контроля.
8) Требование эк. эф-ти – расходы на создание сис-мы контроля не должны превышать ожидаемых убытков в рез-те отсутствия контрольных мероприятий.