Поэзия 1880-1890-х гг

Поэтическое двадцатилетие 80-90-х гг. чаще всего называют поэтическим «безвременьем». В 80-е гг. не появилось крупных поэтических имен. Наиболее яркие представители этого периода – С.Я.Надсон, К.К.Случевский, К.М.Фофанов, А.Н.Апухтин, А.А.Голенищев-Кутузов, М.А.Лохвицкая – в литературной иерархии давно носят почетное звание «русские второстепенные поэты». Но «второстепенные» - не значит «второсортные». Поэзия этого периода подготовила поэтический ренессанс начала 20 в. Поэты-восьмидесятники отразили драматизм смены поэтических эпох, «перелома» художественного сознания (от классики к модернизму, от «золотого» века русской поэзии к «Серебряному веку» (Н.А.Оцуп, единомышленник Н.Гумилева по «Цеху поэтов».)

Поэтические символы, отразившие духовную атмосферу «безвременья»: в творчестве Фофанова это образ «засохших листьев», которые неожиданно оживают, как воскресшие мертвецы, напитавшись заемным восторгом чуждой им весны («Засохшие листья», 1896); в лирике Апухтина это астры, «поздние гостьи отцветшего лета»; цветы, распустившиеся в преддверии осенней, тронутой первым стеклянным холодом природы («Астрам», 1860-е гг.). Это выразительный образ «зимнего цветка» в поэзии К.К.Случевского, («Цветок, сотворенный Мефистофелем»).

«Великий спор» между двумя течениями, «гражданской» и «чистой» поэзией, для этих поэтов был уже неактуальным. Они не объединялись в школы, не выпускали манифестов. Незавершенный, открытый характер художественных исканий «детей ночи» (Д.С.Мережковский) не дает оснований отказывать этому периоду в определенной целостности.

В историко-литературной науке были попытки дать ему четкие терминологические характеристики – «декаданс», «пресимволизм», «неоромантизм».

Авторы учебника «История рус. лит. 19 в.» (ч.3) под ред. В.И.Коровина (н-р, С.В.Сапожков) считают, что наибольшего доверия заслуживает попытка З.Г.Минц описать литературный процесс конца 19 века именно термином «неоромантизм».(Минц З.Г. «Новые романтики» (к проблеме русского пресимволизма).//Тыняновский сб. РИГА, 1988.)

Типологические признаки этого явления:

1)Отказ от полного бытового правдоподобия, усиление художественной условности текста, интерес к фольклору и литературной легенде;

2)Поиски универсальной картины бытия, основанной на глобальных антиномиях (цель и бесцельность существования), жизнь и смерть, я и мир и т.п.

3)тяготение стиля, с одной стороны, к повышенной эмоциональности, экспрессивности и, с другой стороны, стремление к «прозаичности», к натуралистической «мелочности» описания. Очень часто обе тенденции сосуществовали в стиле одного поэта, создавая эффект диссонанса.

Поэзию 80-90-х гг. условно можно разделить на 3 группы:

1.С.Я.Надсон и «скорбные поэты»

2.Поэты «эстетской» направленности (Андреевский,А. Апухтин, Фофанов, М. Лохвицкая, Случевский и др.

3.Поэты предмодернистской ориентации (Вл. Соловьев, Д.Мережковский, Н.Минский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: