double arrow

Акмеизм. В русском символизме существовало два потока: ≪старшие символисты≫ и ≪младрсимволисты≫

Символизм

В русском символизме существовало два потока: ≪старшие символисты≫ и ≪младрсимволисты≫.

Свои взгляды Мережковский изложил сначала в докладе(1892), затем книге ≪О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы≫ (1893). Исходным моментом этих раздумий было ощущение неразрешимых духовных противоречий времени. Для их изживания предсказывался

подъем к ≪идеальной человеческой культуре≫ в результате открытия божественной сущности мира. Мережковский установил три главных элемента новейшей поэзии: ≪мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности≫.

К. Бальмонт отстаивал иное представление о новой литературе в статье ≪Элементарные слова о символической поэзии≫ (1900). Главным здесь стало стремление к ≪более утонченным способам выражения чувств и мыслей≫, для того чтобы ≪огласить≫ — ≪как бы против воли≫ автора — таинственный ≪говор стихий≫ Вселенной, мирового хаоса.

В. Брюсов в статье ≪Ключи тайн≫ (1904) писал: ≪Искусство есть постижение мира иными, нерассудочными путями. Искусство то, что в других областях мы называем откровением ≫. Науке было противопоставлено интуитивное прозрение в момент творческого вдохновения. А символизм

понимался как особая литературная школа.

А. Белый выдвинул свой взгляд на новую поэзию. В статье ≪О религиозных переживаниях≫ (1903) вдохновитель ≪младосимволистов≫ утверждал ≪взаимное соприкосновение искусства и религии≫.

Отечественная литературная классика дала символистам главное — понимание человека и своей родины, ее культуры.

В наследии Пушкина символисты увидели слияние с царством божественной гармонии, вместе с тем — горькие раздумья о русской истории. Особой властью обладала ≪демоническая≫ тема в поэзии Лермонтова, влекущая к небесным и земным тайнам. Магнетизм исходил от гоголевской концепции России в ее неостановимом движении к грядущему. Двойничество как мрачный феномен человеческого духа, открытое Лермонтовым, Гоголем, Достоевским, определило чуть ли не ведущий поиск поэтов рубежа веков. В философско-религиозных откровениях этих русских гениев символисты нашли для себя путеводную звезду. Их жажде прикосновения к ≪тайному тайных≫ по-иному отвечали Тютчев, Фет, Полонский.

Непосредственным же предтечей символистов стал Вл. Соловьев. В реальной действительности, считал он, хаос подавляет ≪нашу любовь и не дает осуществляться ее смыслу ≫.

Акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913—1914).

В статье ≪Наследие символизма и акмеизм≫ Гумилев критиковал мистицизм символизма, его увлечение ≪областью неведомого≫. В отличие от предшественников вождь акмеистов провозгласил ≪самоценность каждого явления ≫, иначе — значение ≪всех явлений-братьев≫. А новому течению дал два названия-истолкования: акмеизм (по-гречески ≪высшая степень чего-то, цвет, цветущая пора≫) и адамизм — ≪мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь≫.

Городецкий в своей декларации ≪Некоторые течения в современной русской поэзии≫ еще резче выступил против усиления символистами отдельных мотивов.

Тем не менее русская классика оказала большое влияние на творческий поиск нового объединения. Пушкин покорял как открытием сочных земных красок, яркого момента жизни, так и победой над ≪временем и пространством ≫(А. Ахматова). Баратынский — верой в искусство, сохраняющее малый миг, индивидуально пережитое для потомков. Тютчевское слово заставляло звучать ≪голос материи ≫ ≪членораздельной речью≫(О. Мандельштам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: