Символизм

Лекция №1

1. Отсутствует герой как исполнитель взглядов писателя;

2. Большой интерес к маленькому человеку («Шинель» Куприн, «Рассказы Аллы» Андреев, «Баргамот и Гараська», «Ангелочек» Куприн, «Поединок» - солдат Хлебников).

Антигерой – герой с болезненным воображением, совершает страшные преступления и не мучается. Сначала притворяется больным, потом болеет по настоящему (Леонид Андреев «Мысль», Куприн «Лунной ночью»).

Художественный метод был синтетичный в неореализме, включает элементы других направлений.

1. Зарождение и истоки русского символизма;

2. Программные установки;

3. Организационные центры символизма;

4. Два поколения символистов;

5. Специальные черты поэзии символизма;

«Le cafe au le» - стихотворение

Исток русского символизма находили в:

· Европейский символизм в поэзии французских авторов (Верлен, Эембо, Ревер, Бадлер, Верхарн, Матерлинг, Лотре). Скорбь по духовной свободе, доверие к вековым культурным ценностям, предчувствие мировых социальных переломов.

· Немецкая философия – философия идеализма (Ницше, Картман, Шопенгауер).

· Философское учение Владимира Соловьева «О душе мире» (нравственность, добро, долг, ответственность).

Свобода – это ответственность перед собой, людьми и Богом.

Основы русского символизма заложены:

¾ 1890 г. Минский «При свете совести»;

¾ 1893 г. Мережковский Д. С. Книга «о причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе»:

o Выделяет символы как основное средство создания художественного образа и воплощения замысла поэта, выражение непостижимой сущности предметов и явлений;

o Мистическое содержание;

o Расширение художественной впечатлительности в духе изощренного импрессионизма;

¾ 1900 г. Волынский «Борьба за идеализм» - соединить мир явлений и мир божества;

¾ Бальмонд статья «Элементы слова о символичной поэзии» - указывает что в поэзии символизма сливаются 2 содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота;

¾ 1894 - 1895 В.Я.Брюсов – вождь символизма. Альманах «Русские символисты» статья «Ключи тайн» 1904 г., в журнале «Весы» написана в 1903 г. Пишет: «Поэты-реалисты скованы действительностью, ничего не видят за ней. Символисты видят в жизни свою мечту. Цель искусства – в выражении движения души, в выражении тайн человеческого духа. Реальный мир невозможно понять разумом, но можно постичь с помощью интуиции и искусства, чем обладает только поэт-символист. Жить надо будущим, любить себя как творение Божье и поклонятся искусству!». Программные произведения - о роли поэзии в жизни: «Юному поэту», «Сонет к форме», «Творчество».

Старшее поколение – душевная боль и усталость, страх перед реальностью, призывы смерти, скука и тоска реальной жизни, облачение в одежды эстетства. Выходов из безысходности два

ü прославление смерти и призыв идти к ней навстречу;

ü заменить жизнь ее сладким суррогатом (сладостной легендой, беспринципной эротикой, проповедью забвения, бессилия,нелюбви).

v Сологуб «Мелкий бес»;

v Дмитрий Мержковский «Антихрист. Петр и Алексей», «Павел I»;

v Андрей Белый «Петербург»;

Объединение символистов в Петербурге: Мережковский, Гиппиус, Минский. В Москве: Брюсов, Бальмонд, Сологуб.

Организационные центры: журнал «Весы», «Золотое руно», «Северный вестник»; издательства «Скорпион», «Гриф», «Массолит»; альманахи «Русские символисты», «Северное известие».

В начале XX века русский символизм переживает новую волну: молодые поэты-символисты организуют группу аргонавтов. В критике молодые символисты – Белый, Блок, Иванов, Соловьев – племянник, Балтрушайтис.

1905 – 1907 гг. собираются на квартире у Иванова на «башне», проходили заседания по средам.

В поэзии молодых символистов не было пессимизма и депрессии старших, они отвергали замкнутость, ощущения конца смерти. Их поэзия была наполнена ожиданием перемен, грядущих зорь, их чувства были лучезарны. Тем не менее, поэзия окрашена мистикой. В поэте – вид пророка, проповедника (Блок «Стихи о прекрасной даме», «Золото в лазури», Белый «Аргонавты»).

Анализ стихотворения Брюсова «Творчество».

«Dèjeuner du matin» de Jacques Prévert

Основы символизма продолжают расширять поэты мм поколения: Вячеслав Иванов «Мысли о символизме», Андрей Белый «Символизм как мера понимания», «О религиозных переживаниях». Уделяется внимание неуловимым движениям жизни. Поэт-символист должен убедить в существовании тайной жизни, не подвластные разуму. Важное значение отведено музыке, отсюда самые разнообразные приемы звучностей (ассонансы, аллитерации), музыка идеального выражения символизма. Символизм всегда музыкален.

Иннокентий Фёдорович Анненский (Ник. Т-о; Никто)

Ими признается интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное только художнику. Используются приемы искусства намека. Главным средством передачи смысла является символ, важное место занимает музыка, мелодия.

Первая русская революция дала трещину среди символистов. В 1920 г. символист переживает кризис, появляется акмеизм, футуризм и эгофутуризм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: