Лирика Зинаиды Гиппиус (1869 - 1945)

Союз Мережковского и Г был не только супружеским, но и творческим. Фигура Г репрезентативна в аспекте феномена жизнетворчества. Все символисты формулировали, что символист творит не только тексты, но и свою жизнь. Если мир – эстетический феномен, то и жизнь художника – эстетический феномен (Жуковский: «Жизнь и поэзия - одно»). Если художник творит миф о мирк, то туда входит и миф о себе (автомифологизирование).

Она позиционировала себя, как демоническую женщину. Главная форма реализации мифа о себе – художественные тексты. Г писала не только лирику, но и прозу. Писала дневники и статьи, была гениальным литературным критиком под псевдонимом Антон Крайний. Универсализм имел под собой претензию символистов на всеохватность. Жизнетворчество и творчество стало частью лирических текстов. Особенность лирики – неопозноваемость лирического субъекта, синкретизм. Есть мужской субъект речи, есть женский субъект. В корпусе текстов невозможно определить – мужчина или женщина. Сознательное размывание гендера связано с идеей возвращения к человеку-андрогину, идеальной синкретичной сущность в противовес земным людям. Первое собрание сочинений вышло в 1972 году в Мюнхене.

Первый текст, которым Г заявила о себе и о новой эстетике – «Песня» «Мне нужно то, чего нет на свете…».

Параметры символизма:

1. воскрешение романтического двоемирия.

2. нерасчленённый субъект сознания.

3. черты поэтики символистских текстов: заглавие, тавтологическая рифма – возвращение лирики к её молитвенным заклинательным истокам, когда слово было действенным.

4. тема душевных исканий, поиск идеала.

Г начинает с мотива отвержения и отрицания земной реальности. Романтическая концепция двоемирия предполагала, что индивидуальный мир о мире включает в себя миф и земном мире, и миф и мире идеальном. Г определяет собою декадентскую логику. Мир неволит душу поэта. Душа лирического субъекта причастна этому миру. Одна из частей души мечтает об одиночестве. Оно не насильственное и навязанное, а желанное. Одиночество может увенчаться смертью, которая – выход из безотрадного мира.

Любовь включается в идеальный мир Г («Любовь одна»), но понимается декадентски. Союз двух людей, но не может быть частным делом, появляется мистический треугольник, брачное кольцо. Третьим может быть не только человек, бог.

1. если речь идет о гнусном реальном мире, он вызывает не только отторжение, но и жалость.

3. Фёдор Сологуб (1863 - 1927)

Эстетика старшего декадентского символизма оформилась как комплекс тем, образов жанров, который роднит Гиппиус, Брюсова, С и др.

В отличие от автомифилогизирования Гиппиус и Брюсова С разводил жизнь и творчество. Относится к петербургскому крылу русских символистов. Не избавился от комплекса униженности и бедности. Жизнь с авторитарной матерью. Мотив горького детства и испытываемой боли. Учился в учительском институте, 10 лет преподавал в гимназии на севери европейской части России. Школу не любил. Его учительство обернулось первым текстом, романом «Тяжёлые сны» (1895). Вернувшись в Петербург, вошёл в круг символистов.

Сологуб – псевдоним, Тетерников Фёдор Кузмич, называли кирпичом в сюртуке. С нашёл в декадентской эстетике духовную нишу, позволившую ему выйти из реального бытового течения жизни. Для С декадентство было органичным. Сам С говорил, что декадентство – горб, который он будет нести всю свою жизнь. Его художественный мир гармонично включает лирику, романистику и малую прозу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: