Трилогия Д. Мережковского «Христос и Антихрист»

Иной тип символистского романа. Проза М и русского и эмигрантского периода укладывается в определение неомифологической прозы. Романы М связаны с традицией исторической прозы. Трилогия: 1. Смерть богов. Юлиан Отступник (330-е гг.) (император, пытавшийся вернуть культ олимпийских богов); 2. Воскресшие боги. Леонардо да Винчи (судьба Леонардо, терзания между язычеством и христианством); 3. Христос и Антихрист. Петр и Алексей (1710-е гг.)(отец и сын, столкновение сил языческих и христианских). Дедуктивные авторские представления об общности человеческой истории. Историософские романы. М важны силовые линии, объединяющие всех его героев. Трилогия имеет общий облик. Вся история движима конфликтом, столкновением духа и плоти, христианства и язычества, аскетизма и гедонизма. М в русле индивидуального мифа творит миф о мире. М видит трагизм человеческой истории. Трагедия лежит в плоскости борьбы язычества и христианства: Юлиан пытается воскресить культ олимпийских богов, т.к видит в них красоту, естественное человеческое развитие, но это невозможно, т.к христианство явило миру свою духовную красоту, эти конфликты неразрешимы. Во втором романе осложнение тем, что ЛдВ художник – искусство имеет демоническую природу, страсть, наслаждение красотой. ЛдВ воскрешает культ тела. Искусство не подлежит моральной оценке. Художник – соперник бога. Л мучается и испытывает внутреннее противоречие, он богопокорен, как человек, в финале он склоняется на сторону христианства, покорности. В третьем романе М приходит к необходимости утверждения христианства. М тенденциозен в истолковании Петра, как Антихриста. Алексей мечтает возродить христианство. То, что не вписывается в его мифологическую логику М не привносит (статуя Венеры – белая дьяволица, человеческое искушение, возвращение язычества). Вербное воскресенье. Важна категория народа. П поднял Россию на дыбу, исказил подленный облик русской души и нации. Алексей мечтает устроить царство Христа, объединить народ на основах любви спасительной, одухотворить народное тело. А видит в отце оборотня, оказывается жертвой отца-палача. В романе есть сцены, которые эту логику взрывают, М выдерживает и не выдерживает логику. Сцены ощущения любви отца и сына друг к другу. Сцена наводнения (П спасает людей), оказывается отцом нации, который мог спасти и себя. В трилогии реализуется излюбленная идея М: объединение народа, церкви, религии в первоначальном, объединительном смысле. В доме М и Гиппиус с 1901 – 3 гг. проходили религиозно-философские собрания, дискуссии о судьбе христианства, какового его будущее: современная церковь исказила подлинный облик христианской религии. Суть искажения – акцент на аскезу, самоограничение, разведение плоти и духа. Варианты спасения: религия третьего завета, эротическая утопия: объединение плоти и духа, любви мужчины и женщины, любви к богу. В социальной плоскости воссоединение народа, интеллигенции и церкви. В 1906 г. М пишет текст, эссе, «Грядущий Хам»: если интеллигенция не озабодится идеей возрождения церкви, воссоединения народа, тогда всем грозит приход хама, мещанство – безликая воинственная война, хулиганство и босячество – коллективный антихрист, царство посредственности, духовное и социальное рабство. Если этому не воспротивиться, тогда человечество ждут войны, межнациональные конфликты, тогда грядущий Хам вбросит мир в язычество, дробящее человечество, опирается на низменные инстинкты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: