Придворные театры

Были: в Преображенском у сестры Петра Натальи Алексеевны; в Измайлове во дворце Прасковьи Фёдоровны, жены Фёдора Алексеевича; в Москве; в Петербурге у Елизаветы Петровны.

У Натальи Алексеевны были и жизненные зарисовки, и переведённые пьесы, и светские авантюрные сюжеты, в общем эклектичный репертуарчик. «Комедия о прекрасной Мелюзине», «Комедия Олдуина», «Комедия Петра золотых ключей». Даже сама она писала пьесы. Про остальные театры почти нет информации. Единственное что, у Елизаветы поставили «Комедию о графе Фарсоне». Молодой француз едет путешествовать, в него влюбляется королева Португалии, её вельможи завидуют, убивают го, королева с горя закалывает себя шпагой. Смешивается грубая просторечная лексика с возвышенной.

В антрактах были интермедии. Интермедии носили социальный характер, высмеивали пороки жизни, например в одной из них рассказывали про дьякона, который хотел откупить своих сыновей от семинарии. Во второй половине 18ого века выделились в отдельный самостоятельный жанр.

Про Феофана Прокоповича.

Петр опирался на дельных людей во всех сферах, даже в церковной, несмотря на конфликт с Церковью. Прокопович был священнослужителем, Отучился в Киево-могилянской академии, был за границей, учился там. Занимался не только риторикой и проч., но и точными науками. Был учёным, первый в России пользовался микроскопом и телескопом, преподавал физику, геометрию, арифметику в киево-могилянской академии. Ненавидел средневековую схоластику, не был мистиком. Он был прогрессивным учёным-монахом, во время проповедей толкал общеполитические темы и вопросы. В конфликте Петра с церковью был на стороне Петра и считал, что государство выше церкви и что Синод это тоже правильно.

О трагикомедии «Владимир»

Сюжет предельно прост. Владимир решает крестить Русь, 988 год. Впервые взята историческая тема для пьесы, а не библейская. Владимиру противостоят продажные себялюбивые жрецы: Жеривол, Курояд и Пияр (вот последний мне больше всего нравится)). Но и трагикомедия его имеет прямое отношение к современной ему реальности. Во Владимире угадывался Пётр, а в жрецах – современное духовенство. Это так, потому что для Прокоповича язычество – всё старое, тёмное, невежественное, а христианство – просвещение, торжество разума и света. Ярче всего это показано в сцене спора греческого философа со жрецом: на все аргументы философа жрец просто ругается и бранится. Сразу видно что лучше и вернее.

Жрецов рисует он грешниками, обжорами, которые боятся падения язычества, потому что если оно падёт, они больше не смогут есть жертвы, принесённые богам. Они алчные и ненасытные. Жеривол «и во сне жрёт», а так может быка слопать.

Конфликт в душе Владимира это что-то новое в драматургии. В нём борются старые привычки и понимания правильности изменений. Соблазны его это три беса: бес плоти, бес хулы и бес мира.

Написана пьеса была для школьного театра в 1705 году. Написана она по всем школьным канонам: 5 актов, в стихах, с прологом и эпилогом. В прологе дух убитого Ярополка, брата Владимира приходит к жрецу Жериволу и предупреждает его, что Владимир хочет свергнуть язычество. А в эпилоге хор ангелов вместе с апостолом Андреем предсказывают долгие лета процветанию Киеву. Старые боги низвергнуты, народ ликует. Так Феофан Прокопович воспользовался религиозно-историческим сюжетом для пропаганды передовых взглядов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: