Школьные театры

Комедиальная храмина

Театр

Феофан Прокопович. «Владимир». Театр петровского времени.

Раньше, при Алексее Михайловиче, театр был лишь придворным. Пётр же сделал его общедоступным, построив комедиальную храмину на красной площади. Это как Ленин считал важнейшим искусством кино, так и Пётр – театр, почти с теми же целями. Пётр видит в театрах не только увеселительные заведения, но и средство просветительства и пропаганды своего величия, если можно так сказать. Короче, он хотел, чтобы театр пиарил его, его реформы, его победы, его жену и далее по списку. Поэтому он в 1702 году выписал себе из заграницы немецкого режиссера Иоганна Кунста. Его жена, Анна Кунст, стала первой актрисой в России. Чтобы народ ходил на представления, цена на билеты была назначена низкая - от 3 копеек, а Пётр специальным указом запретил запирать ворота белого города, кремля и китай-города до 9 вечера и взимать пошлину с путников в дни спектаклей, чтобы ездить на представления было не накладно. Даже три-четыре избы велел построить, чтобы тем, кто приехал посмотреть на спектакль, было где переночевать.

Ставили немецкие пьесы, которые кое-как переводили на русский силлабическим рифмованным стихом. Сами немецкие пьесы тоже были слизаны с итальянских комедий масок и английских, а ля Шекспир. Играли грубо, неотесанно, фальшиво и наиграно, чересчур патетично. Непременно была запутанная любовная история, «дурацкая персона», шут, которого в Германии называли Пикельгеринг или Гансвурст (это можно не запоминать, просто не пугайтесь этих имён, вдруг спросит). После Кунста режиссером стал Отто Фюрст, живший в немецкой слободе, но ничего не поменялось. Пётр был недоволен. Функций своих театр почти не выполнял (ну разве что москвичи теперь знали имена античных героев и легендарных личностей типа Цезаря). Пётр хотел, чтоб они поставили пьесу про то, как он взял Орешек. Но немцы такие задачи не осилили. И вообще он был непопулярен, не злободневен и никому не нравился. Тем не менее, этот театр способствовал обмирщению театра, т.к. его впервые вынесли за дворцовые врата. А в 1706 его закрыли. Пьесы: «О Дон-Яне и Дон-Педре», «Драгыя смеяныя» (по «Смешливым жеманницам» Мольера), «О докторе битом» (по «Лекарю поневоле» его же).

Построены на аллегориях. Пьесы пишут сами. Действующие лица либо символы (типа Швеция – гордый лев, Россия – двуглавый орёл), аллегорические понятия (Истина, Фортуна с колесом, Надежда с якорем [ага, на шее] и т.п.), мифические и библейские герои (олимпийцы, Моисей, Давид). Вот они уже были злободневными, но не общедоступными. Соединяли декламацию, пение, музыку и танец.

Славяно-герко­-латинская академия в 1705 поставила пьесу «Свобождение Ливонии и Ингерманландии». Персонажи: Ревность Российская, Хищение Неправедно (ясное дело шведы) плюс лев с орлом (см.выше). В конце Торжество возложила лавровый венок на Ревность российскую. И ещё как-то приплели легенду про Моисея, при том в Моисее угадывался Пётр. Такого плана были все пьесы. «Божие уничтожителей гордых уничтожение» была написала на Полтавскую битву и изображала поединок Давида и Голиафа. Россия – Давид. Опять же лев с орлом. Также в хирургической школе ещё поставили «славу российскую », там страны тоже были отдельными персонажами и покорились России, «Слава печальная», на смерть Петра. Эти две пьесы писал Ф. Журавский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow