Особенности литературного процесса первых десятилетий 18 века

Классицизм как литературное направление.

Классицизм, зародившийся и развивавшийся в Европе в 16-17-ых веках, получивший своё теоретическое обоснование в стихотворном трактате Никол я Буало «Поэтическое искусство» (1674), являясь характерным литературным направлением эпохи абсолютизма, в ключе которого творили великие Корнель, Рас и н, Мольер, Лафонтен, в Россию пришёл с некоторым задержанием, в начале второй трети 18-го века, и, пережив свою разработку русскими филологами и поэтами Кантемиром, Тредиаковским, Ломоносовым и Сумароковы в течение второй трети 18-го века, затем, теряя свои позиции в пользу развивающихся сентиментализма и зарождающегося реализма, продолжал своё существование в последней трети 18-го века, оставаясь по-прежнему ведущим направлением, а последняя часть века классицизма упала уже на начало 19-го века, умирая вместе с авторами, творившими в этом направлении в прошлом веке, тщетно пытаясь воскреснуть с каждым обращением новых российских авторов к классицизму, к тому времени уже трансформированному, окончательно потерявшему свои позиции.

Классицизм европейский заключался в следующих основных пунктах:

· чёткое разделение жанров, позаимствованных из древнегреческой и древнеримской поэзии, на низкие и высокие — ода, элегия, эпистола, поэма и проч. с одной стороны, сатира, комедия, басня — с другой;

· избегание «низкого» стиля, грубых слов и описания «подлости» — главными героями становились правители, дворяне, аристократы и проч.

· заимствование имён персонажей и фигур речи (обожествлений — «О, Венера», «Зевес метает громы» и т.д.)

· ориентация на великих поэтов античности — Вергилия, Овидия, Горация, Гомера и др.

· правило трёх единств, которые должны соблюдаться в драматургии: единство места (т.е. все события происходят в одном месте, представленном на сцене, об остальном же мире можно поведать зрителю только из слов персонажей), единство времени (все события, изображающиеся на сцене, не должны занимать более одного дня, а лучше — происходить в реальном времени, то есть 3 часа в произведении — 3 часа в зале), единство действия (на сцене должна развиваться в одном представлении только одна только сюжетная линия, трагическая или комедийная, дабы «не путать зрителя»).

· персонажи в драме должны быть односторонними — либо полностью положительными (что порождало «однобокость» таких персонажей, делая их схожими в различных произведениях — ср. «Софий» из разных произведений), либо полностью порочными и злыми (отрицательные персонажи в свою очередь различаются: ср. Простакову, Скотинина, Тартюфа, сына Бригадира и проч.)

· и проч. менее значимые элементы.

Однако стоит отметить, что не все эти основные правила всегда соблюдались как великими европейскими классицистами, так и русскими писателями.

В русской литературе классицизм значительно перерабатывается, недаром Кантемир говорил: «Что взял по-галльски, заплатил по-русски», а вслед за ним и Тредиаковский, и Сумароков признавали, что в своих идеях о русском стихотворчестве брали часть из Буало («Боало»), но тот и сам своих мыслей часть у Горация позаимствовал; но как Буало не всё-то у Горация позаимствовал, так и русские поэты не всё от Буало взяли.

Сумароков в своей «Эпистоле о стихотворстве» перечисляет великих поэтов древности и современности, описывает основные жанры классицизма, их отличительные черты, заключая, что «всё хвально: драма ли, эклога или ода — // слагай, к чему тебя влечёт природа».

В результате русский классицизм получил следующие три отличительные черты:

1) Отчётливо выраженные гражданско-патриотический пафос, что выразилось в обращении к сюжетам русской истории, пусть с добавлением доли авторского вымысла («Дмитрий Самозванец» Сумарокова, «Вадим Новгородский» Княжнина)

2) Ярко выраженная сатирически—обличительная тенденция, начало которой положил Кантемир своими сатирами, дело которого продолжил с успехом Сумароков, а затем многочисленные сатирические журналы, появившиеся после «Всякой всячины»

3) Связь с народной культурой, фольклором — «песни» Сумарокова, даже ушедшие в народ, сам меткий и выразительный разговорный народный язык, согласно которому, как признавались и Ломоносов, и Тредиаковский, и были созданы их трактаты о новом русском стихе, литературном языке и проч.

Важно отметить, что русский классицизм формировался и был в самом расцвете в сложные периоды, когда монархи «заигрывали» с просвещённым дворянством, надевая маски «просвещённого» абсолютизма, либерализма и проч., результатом чего сначала были возвышенные оды Ломоносова, который в них стремился не льстить монарху, а, воодушевлённый деятельностью Петра I, составить образ идеального монарха, к которому должен стремиться русский самодержец (русские писатели всегда твёрдо верили, что слово способно оказывать огромное влияние на человека и мир); высокий пафос первых трагедий Сумарокова, ставящая высокую планку сатира Кантемира и проч., что позднее, когда авторы разочаровывались в монархе и действительности, приводило к появлению осуждающих жестокое безрассудное самодержавие «Тилемахиды» Тредиаковского, поздних трагедий Сумарокова, да и сатирических журналов второй половины 18-го века.

Особенностью направления русского классицизма являлось ещё и то, что большая часть авторов всячески боролась словом против жестокости, бездумности помещиков, несоответствия российской реальности идеалам французского Просвещения, «первому природному закону», против нежелания учиться, служить отечеству дворянства; однако против самодержавной власти не осмеливался выступать ни один автор до Радищева, также никто до него и не предполагал возможность организованной революции со стороны крестьян, полагаясь на дворянство, которое, образованное и вдохновлённое идеями Просвещения, должно было преобразить царскую власть в сторону разумного, милостивого и справедливого правления. Поэтому явно видно, что ни один из авторов, поющих равенство между людьми, не предлагает устранить сам институт крепостничества.

Врусском литературном процессе 18в.принято выделять 4 периода: первый (конец 17 и первые десятилетия 18в., лит-ра петровского времени), второй (30-50е гг, утверждение классицизма), третий (60-80егг., расцвет сатиры, кризис классицизма), четвертый (90е гг., утверждение сентиментализма)

Первый период вошел в историю литературы под названием «Литература петровского времени». Это переходный период как в жизни общ-ва, так и в лит-ре, на которую наложили отпечаток преобразования Петра*. Он хар-ся борьбой старых и новых тенденций, которые особенно выражены в публицистике.

Особенности периода:

1. Первый период – скорее подготовительный этап, т.к. крупных произведений не было создано. Заложены осн.темы, идеи, жанров, в дальнейшем получивших распространение.

2. Пестрый стиль произведений. Объясняется тем, что сочетается новизна содержания и старые традиционные формы =>

Перед лит-рой стояли 2 важные задачи, кот-рые решались на протяжении всего 18в.:

- создание русского литературного языка

- создание новой художественной формы, которая была бы адекватна содержанию

3. Первое время традиционное развитие лит.жанров. Переписываются:

- бытовые повести конца 17в.(Савва Грудцын, Фрол Скобеев)

- переводные

- нравоучительно-авантюрного хар-ра

- антицерковная сатира («Калязинская челобитная»)

- сатирические (о Ерше Ершовиче, Шемякин суд)

Развивается виршевое силлабическое стихосложение, «школьная драма»

4. НО происходит резкое отделение духовной лит-ры от светской.

Пока что лит-ра светского хар-ра распространяется рукописно(кроме басен Эзопа, издававшихся при Петре в силу нравоучительного хар-ра)

5. Короче, главная тенденция – поиск новых жанров и форм для выражения нового содержания (в первую очередь) + остатки прошлого

Главные произведения и их особенности:

Лирика: усиливается развитие стихотворства. В дух.академиях – старое силлабическое стихотворство(равносложность), школьные вирши (главное там - графическое выделение). Развитие панегирич.стихов(«Кант на взятие Нарвы», «Кант на победу Меншикова»: канты – предшественники од.

НО канты пишутся и на бытовые темы(«Буря море вздымается» - про трудности морской службы) + модными считались стихотворные вставки в светских повестях + народное тв-во про Петра (как плачи, так и хвалебные песни) + появление *омг* любовной лирики.

Повести: наиболее распространены анонимные повести («гистории») Интерес к личности обыкновенного человека, роль любовной интриги, занимательность сюжета. Яркий пример: «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли» Сюжет типичный: Вася, сын бедного дворянина, решает выбраться из «скудности» и стать матросом «Российской Европии». Вместе с др.дворянами отправляется в Голландию, где, благодаря своим природным способностям(уму), быстро водвигается на первые места. Показатель того, что главное – личные дарования, а не порода(св-но петр.времени). Далее любовно-авантюрная повесть: по пути в «РЕ» кораблекрушение, плен на разбойничьем о-ве, где Вася спасает пленницу королевну Ираклию, бежит с ней, теряет ее, долго странствует и, победив вероломство соперника-адмирала, женится на Ираклии, став после смерти тестя Флоренским королем. Хэппи эндJ Любоф тут идеальное чувство, и Вася умеет галантно, как «учтивый кавалер», обращаться с девушками. Язык повести: как слова из народного тв-ва(«удалой молодец»), славянизмы(«слышав»), варваризмы петровск.времени(«арфа»)

+ не забываем про театр и драматургию и Феофана Прокоповича с «Владимиром» из 5го билета

*На всякий пожарный: влияние преобразований Петра

- процесс европеизации, надо было создавать культуру общеевропейского типа (про раз-е книгопечатания (открытие новых типографий), новые уч.заведения все мы помним) Книгопечатание теперь преимущественно светской лит-ры. Особое внимание Петя уделял переводной (научной и технической) 15 декабря 1702г.- указ Петра об издании 1й рус.газеты

- «воспитание» дворянства (издание книг воспитательного хар-ра «Приклады, како пишутся комплименты разные»(1708) и «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»(1717)

10. Майков. Бурлескная поэма "Елисей, или раздраженный Вакх".

Майков Василий Иванович(1728-1778): ученик Сумарокова, член лит.кружка Хераскова. Из старинного дворянского рода, но не законченное образование. В тв-ве отразился кризис классицизма, сатирико-обличительные тенденции. Писал басни, кот-е в 1766-1767гг. были изданы в 2х частях «Нравоучительных басен и сказок». Ополчается на спесивых, невежественных дворян, взяточников и т.д. Главное достижение – бурлескная поэма «Елисей…» и ирои-комическая поэма «Игрок Ломбера».

Во франц.лит-ре различались 2 вида комических поэм: бюрлескная и ирои-комическая:

1. Бюрлеск – шуточная поэма, в кот-й возвышенная тема излагается пародийно. Родоначальник – фр.поэт 17в. Скаррон, рассказавший в «Переодетом Вергилии» о похождениях Энея в «низких» тонах.

2. Возмутившись Скарроном, Буало предложил новый тип поэмы, в кот-й, наоборот, обыденные события излагались высоким слогом героической эпопеи (ирои-комическая)

Новаторство Майкова – в объединении 2х видов в поэме «Елисей, или раздраженный Вакх»(1771) Ранее М.написал ирои-комическую комедию «Игрок Ломбера»(1763), где рассказывает о похождениях картежника высоким слогом героической поэмы. В «Елисее» сочетается высокое с низким, сущность комизма - в переплетении канонов бурлеска и ирои-комической поэмы. Двойное название подчеркивает двуплановость поэмы. В поэме крестьяне, пьяницы, воры действуют вместе с мифологическими божествами, о которых говорится в низких тонах. Много грубых слов(«друг друга в рыло бьют»), обильно представлен быт, народно-поэтические элементы(шапка-невидимка). Разрушение, классицизма, развитие реалистических тенденций. Многим не понравился Елисей из-за низкого духа поэмы. Пушкин защищал «Елисея», писал, что «все это уморительно».

«Елисей, или раздраженный Вакх»

Краткий подробный пересказ:

Песнь первая: Вакх, бог вина, разозлился на откупщиков за то, что цены на вино, пиво, мед поднялись и теперь пьяных меньше. Идет в питейный дом, где видит ямщика Елисея, кот-й просит чумака налить ему вино в пивную чашку. Пьет и устраивает в кабаке драку, его увозят в полицию. Вакх понимает, что Елисей нужен ему для мести. Идет к Зевсу попросить осовбодить Елисея из караула. Но к Зевсу как раз приходила Церера, жаловалась на то, что крестьяне спились и земледелие прекратилось, катила бочку на Вакха. Зевс приказывает Ермию собрать всех богов на Олимп, чтобы решить спор между Вакхом и Церерой, а потом отправиться в караул и освободить Елисея.

Песнь вторая: Ермий приходит в тюрягу, переодевает Елисея в женское платье и переносит в Калинкинский дом, где под караулом сидели распутные девки. Елисей просыпается, в шоке, думает, что он в монастыре. Приходит начальница, будит всех, понимает, что Елисей не девка, ведет его в особый покой. Е. говорит, что он ямщик и рассказывает о побоище зимогорцев с валдайцами за сенокос.

Песнь третья: Любовь начальницы с Елисеем. Зевс мирит Вакха и Церера(прочитав им пламенную лекцию ни о чем). Когда Елисей готовиться «ночевать» с начальницей, приходит начальник стражи. Принимает Е. за пришлую девку, спрашивает, почему ее нет в реестре. Начальница пытается оправдаться, но начальник строгий и берет Е. под караул, откуда его опять спасает Ермий. Ермий дает ему шапку-невидимку и Е. «ходит» к начальнице несколько месяцев. Но потом она ему наскучивает и уходит. Нач-ца тоскует

Командир в самое то время входит и видит оставшие после Елисея вещи, гневается на нее, хочет ее сечь; но скоро, «провором ее быв улещен», с нею помирился.

Песнь четвертая: Елисей идет в город ложится спать в лесу. Просыпается от крика женщины, кот-ю грабят 2 вора. Спасает ее и узнает в ней свою жену.Он ее отпускает в город, а сам остается в лесу. Является Силен(от Вакха) и ведет его в дом одного богатого откупщика, чтоб он тут пил сколько хочет. Елисей нечаянно заходит в баню, где парятся откупщик с женой. Выгоняет их, парится, надевает платье откупщика, шапку-невидимку и ложится под кровать откупщика. Откупщик ночью встает из-за грозы, Елисей ложится спать с его женой*омг* По окончании грозы откупщик, увидев странное движение «жены», думает, что ее давит домовой, хочет наутро посылать по ворожею, которая бы выгнала вон из его дома черта. Ямщик боится ворожеи, выходит из палат и ищет погреба.

Песнь пятая: Елисей, забравшись в погреб, обретает в нем много напитков и радуется. Является Вакх с своею свитою. Все вместе громят погреб, уходят пустошить др.погребы.Наутро откупщик посылает ворожею. Она приходит, а в это время прибегает его ключник, рассказывает о опустошении погреба. Откупщик просит ворожею, чтоб она чертей из дома его выгнала. Та обещает сделать; но потом они ссорятся и он выгоняет ворожею вон. Между тем Зевс видит, что Елисей многих откупщиков разоряет, призывает богов и вершит над ним суд. Наконец решает отдать его в солдаты, что и происходит с Елисеем.

11. Новые черты литературного процесса 1790-х (демократизация, сентиментализм). "Ябеда" Капниста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: