Новаторство драматургии Фонвизина

«Бригадир» - 1ая русская бытовая комедия, в к-рой жизненные ситуации, быт выведены на сцену. Показана домашняя жизнь (дом Советника!), здесь пьют чай, играют в карты и т.д.

Худож. новаторство Ф. проявилось в ярко выраженной реалистической тенденции, в создании типизированных образов, социально обусловленных, в речевой хар-ке как ср-ве раскрытия хар-ров, в их индивидуальности. В ряде персонажей он отходит от однолинейн. их изображения, вводит на сцену быт. Именно эта жизненность комедии принесла Ф. успех.

Комедия Фонвизина «Недоросль» - вершина идейно-худож. тв-ва писателя-сатирика; 1ая социально-политич. комедия, пронизанная антикрепостническим пафосом; комедия, в к-рой побеждает реалистич. принцип видения и отражения хар-ров, хотя и в этой комедии преодолеть окончательно традиции классицизма Ф-ну не удалось.

В «Н.» нарушена замкнутость комедийного жанра: рядом с комическими сценами – серьёзные, поучительные разговоры, подчас драматические ситуации, хар-ры в комедии социально детерминированы. Всё это способствовало разрушению классицизма, усилению реалистических тенденций в драматургии Ф. Вместе с тем в «Н.» сохр-ся рационалистич. структура комедии, соблюдены единство места, времени и внешне ед-во действия, но оно нарушается введением ряда бытовых сцен, не обязательных для разв. осн. сюжета, но позволяющих воспроизвести жизнь во всей её многогранности. Соблюдение единства места и единства времени привело к условности и ряду несообразностей в развитии действия, к случайным встречам и непредвиденным обстоятельствам. От классицизма сохраняется и поэтика имен-характеристик, и дидактическая заданность комедии. Однако новаторство Ф. находит отражение в создании соц.-политич. комедии, насыщенной реальным, жизненным мат-лом, типическими хар-рами в их индив. проявлении (особ-но отр. персонажи), в показе влияния окр. среды, воспитания на формирование хар-ра чел-а. Персонажи комедии даны в сложных взаимоотн., в разнообр. ситуациях. Язык персонажей индивидуализирован.

39. Херасков. "Россияда".

Михаил Матвеевич Херасков (1733-1807) принадлежал к знатному аристократическому роду. Отец – румынский боярин – умер, когда Х. было 2 года, мальчик воспитывался у отчима Никиты Трубецкого. Учился в Шляхетном корпусе, как и Сумароков. Его ждала блестящая карьера, однако он выбрал (барабанная дробь!) Московский университет и литературную деятельность. Ученики Сумарокова объединились и издавали журнал «Полезное увеселение» (руководил Херасков с 1760 по 1762). Там печатались Нартов, поручик Ржевский, Майков, Богданович и др. Сам Херасков только в первый год издания журнала (1960) опубликовал 86 своих произведений. Литераторы «Полезного увеселения» впервые образовали единую группу со своей, правда не очень четкой, политической и литературной платформой. Их идеология была относительно независимой, но умеренно-консервативной, поэтому проблем с верхами не возникало. Обличению пороков литераторы предпочитали воспевание добродетели. Они никого не учили, что кому делать, а просто воспевали гармонию и цветочки на лоне природы.

«Россияда»

Творец бессмертной «Россияды» - так называл Хераскова Державин. Направление классицизма подразумевало наличие героической эпопеи а-ля Илиада, но попытки до Хераскова не увенчались успехом («Петрида» Кантемира, «Петр Великий» Ломоносова, «Дмитрияда» Сумарокова). «Тилемахида» Тредиаковского была забракована, потому что не про Россию, а в основе эпопеи должен лежать национальный сюжет. Совместить все положенные правила удалось Хераскову. Обширная поэма, состоящая из 12 песен, посвящена знаменательному событию русской истории – взятию Иваном Грозным Казани, которое Херасков расценивал как заключительный этап в борьбе Руси с татаро-монгольским игом. При работе над поэмой Х. использовал летописные источники, «Повесть о Казанском царстве», исторические песни и легенды (ну, и «Илиада», «Энеида» Вергилия и т.д., чтобы в жанре получилось). Поэма писалась 8 лет.

Поэтика классицизма предусматривала важность исторического сюжета, включение элементов чудесного (видения, предсказания, аллегории), высокий слог должен соответствовать героико-патриотическому содержанию. Все это здесь соблюдается. Главная идея «Россияды» - торжество героики русских воинов, победа России над варварством, православной веры над магометанской. Х. не стремился быть исторически точным, многое было творчески переврано и переосмыслено. Так, рядом с мифологическими образами Марса, Эрота, Киприды действуют Змей Тугарин, Идолище Поганое. Множество аллегорий, олицетворений (страсти и пороки олицетворяются: злоба, корыстолюбие, безбожность). Там даже есть явление небесного посла – тени (не отца Гамлета, нет) князя Тверского, который указывает Грозному на его долг перед Отечеством.

Взаимоотношения Грозного с боярами Херасков показывает идеальными. Если абстрагироваться от того, что в реальности Иван IV их терпеть не мог и резал беспощадно, то можно поверить Хераскову, что бояре держались гордо и независимо, а Грозный прислушивался к их советам и наставлениям. А главными его «друзьями», соответственно, были Курбский и Адашев. Адашев говорил, что не может быть весел, пока народ страждет, а Грозный соглашался и сажал очередного на кол.

«Россияда», несмотря на историчность сюжета, обращена к современности. Писана в период русско-турецкой войны, она оказалась актуальна. Кроме того, там даже есть похвалы в адрес Екатерины, «Россияда», можно даже сказать, посвящена ей.

40. Фёдор Эмин. "Письма Эрнесто и Доравры".

Федор Эмин (1735-1770). О жизни этого человека известно много небылиц, но конкретно никто ничего не знает. Сам себя он называл турецким подданным, который захотел принять православную веру, хотя историки говорят, что он, скорее всего, родился в Польше или в Украине, а потом сам стал мусульманином… Для нас это, наверное, не важно. А важно то, что за 9 лет пребывания в Петербурге он написал свыше 25 книг: романы, несколько томов русской и польской истории, переводы. Он не скрывал, что пишет ради денег. Поэтому многие мотивы его произведений связаны с деньгами, а главный герой – человек ловкий, удачливый деятельный. Но Эмин понимает и обратную сторону богатства и не поощряет хищничества и алчности. Романы не отличаются художественностью и рассчитаны на невзыскательного читателя.

«Письма Эрнеста и Доравры» (1766) – первый русский эпистолярный роман (сюжет раскрывается в переписке). Написан под влиянием «Новой Элоизы» Руссо. Сюжет почти такой же, но в «Элоизе» счастью героев мешало неравенство, а Эмин углубил моральную сторону вопроса.

Эмин стремится не столько к занимательности сюжета, сколько к подробному анализу чувств и переживаний героев. Это первый психологический сентиментальный роман, стилю которого присуща чувствительность. Человек «среднего рода», его чувства, рассказ «о жизни сердца» - вот о чем пишет Эмин. Отсюда обращение к форме писем, личной сфере человека, где он раскрывает свой внутренний мир, свои переживания. В худ. отношении роман слаб: образы схематичны, язык недостаточно отработан, много длинного и лишнего. Но это первое русское произведение, написанное в духе сентиментализма

Краткое содержание романа:

Бедный дворянин Эрнест полюбил Доравру; он пишет ей письма, в которых признается в своем чувстве; она сначала отвечает шутливо, а затем пишет о взаимности. Однако брак между ними не возможен: Эрнест беден и не имеет чина, а Доравра – дочь знатного и богатого дворянина. Но потом Эрнест получает должность секретаря посольства во Франции – и опять облом: приходит гневное письмо Доравры, где она упрекает Эрнеста в том, что тот женат. Это отчасти правда, только он считал свою жену мертвой и даже не знал о ее возвращении. Он предлагает Доравре бежать с ним. Отец узнает об этой истории от «ожившей» жены Эрнеста и выдает Доравру замуж. Эрнест жалуется об этом друзьям – Ипполиту и Пульхерии. Спустя несколько лет в город, где живет Э., приезжает Доравра, но он не хочет греха, и они вновь расстаются. Эрнест становится писателем-сатириком, терпит гонения. Доравра вдовеет, но она уже больше не любит Э. и выходит замуж вторично, на этот раз за молодого человека. Э. несчастен. Он пишет Ипполиту о несправедливости человеческой судьбы.

41. Комедия Фонвизина "Бригадир".

- комедия была написана в период с 1766 по 1769г.

- первая русская национально-самобытная комедия

- тема комедии не нова. Со временем Кантемира высмеивали раболепство перед всем иностранным, особенно французским.

- Фонвизин сумел показать французоманию дворянства как страшное социальное зло, разобщающее дворянское сословие с народом, Родиной, и запечатлел это с большой художественной убедительностью.

- Эта тема раскрывается прежде всего в образах Иванушки и Советницы, которые стыдятся, что родились в России, и презирают русский язык как достояние «подлого» народа. Побывав в Париже, Иванушка считает, что «он уже стал больше француз, нежели русский»: «Тело мое родилось в России, это правда, однако дух мой принадлежит короне французской». В разговоре с Советницей он говорит: «Все несчастие мое состоит в том только, что ты русская». А Советница, жеманясь, отвечает: «Это ангел мой, конечно, для меня ужасная погибель». Их речь пересыпана французскими словечками.

- Речевая характеристика, которой Фонвизин наделил своих персонажей, помогает раскрыть их невежественное и убогое «французобесие», презрение ко всему отечественному. Например, слова советницы, показывающие ее пустой, невежественной щеголихой: «Ах, радость моя! Я довольно знаю, каково жить с тем мужем, который в Париже не был…», «Боже тебя сохрани от того, чтоб голова твоя наполнена была иным чем, кроме любезных романов» Кинь, душа моя, все на свети науки. Не поверишь, как такие книги просвещают. Я, не читав их, рисковала бы остаться на веки дурою».

- Советница и Иванушка напоминаются действующих лиц сатиры Новикова, комедий Сумарокова

- персонажи комедии Фонвизина на редкость жизненны. Это почувствовали уже современники Фонвизина.

- Фонвизин стремился дать социальную определенность характеров, показать значение воспитания для формирования характера человека. Подобные Иванушки – порождение невежества среды, воспитавшей их. «Всему причиною воспитание», - говорит Добролюбов. Да и сам Иванушка говорит: «Молодой человек подобен воску. Ежели б malheursement и я попался к русскому, который бы любил свою нацию, я, может быть, и не был бы таков».

- в «Бригадире» отчетливо звучит тема значении воспитания, окружающей среды (получает большее развитие в «Недоросле»). Пустоту, невежество, корыстолюбие и другие пороки, порожденные крепостнической действительностью, резко обнажил Фонвизин и в других персонажах комедии. Груб и неотесан отец Иванушки – Бригадир, не прочитавший за всю жизнь ничего, кроме воинского устава. Вместе с тем в изображении Бригадира Фонвизин отходит от однолинейности, показывая, что невежественный самодур не лишен природного ума. Его упрек жене относительно воспитания Иванушки, наконец, значительная часть критических реплик в адрес Иванушки не лишены здравого смысла.

- Не только содержание речей персонажей, но и язык, на котором они говорят, способствует раскрытию характеров персонажей. В комедии Фонвизина индивидуализация языка Бригадира, Советника, Иванушки, Бригадирши и др. способствовала типизации характеров. Это прекрасно видно в диалогах Бригадира с Советницей, Иванушки, Советника с Бригадиршей, Иванушки с Советницей.

- Речь Бригадира отрывиста, грубовата, пересыпана воинскими терминами (например, «представь себе фортецию, которую хочет взять храбрый генерал» и т.д.).

- Сатирически остро дан в комедии советник, ушедший в отставку после Сенатского указа 1762г. о лихоимстве (впервые тему взяточничества затронули Сумароков и Новиков). Рассуждения Советника о службе говорят о том, что перед нами судья-взяточник, для которого нет ничего святого, - судья, умеющий «манеров на двадцать» толковать один указ, и поэтому «нищим быть не может». Он глубоко убежден, что «взятки и запрещать невозможно», а жить одним жалованьем – «против натуры человеческой». Характерно отношение Советника к Добролюбову, который был неподходящим женихом для Софьи, пока не оказался обладателем двух тысяч душ. Лицемерие, ханжество советника раскрывается в его диалоге с Бригадиршей, которой он предлагает «согрешить и покаяться», пересыпая свою речь церковнославянизмами и приказными словами. При всей сатирической остроте советник дан в значительной мере традиционно.

- наиболее удачным в художественном отношении является образ бригадирши. Бригадирша невежественна, глуповата, мелочна до скаредности. Фонвизин показывает, что все эти черты обусловлены окружающей ее жизнью. Она «таскается» по походам за мужем, и часто е приходится отвечать дома за то, «что в строю мужа раздразнили». Но Фонвизин неожиданно раскрывает в ней черты доброй, страдающей и безропотно покорной русской женщины. В рассказе Бригадирши о судьбе капитанши Гвоздиловой проявляется ее человечность, ее способность сострадать чужому горю. Она и сама безропотно выносить гнев мужа, предана ему, как мать она восторгается своим идиотом-сыном, и не в состоянии понять все его ничтожество и эгоизм. Вместе с тем в ее репликах, в разговоре с Софьей проявляются черты находчивости, меткость суждений. В образе бригадирши воплотилась горестная судьба многих подобных ей женщин.

- наименее убедительными оказались положительные персонажи комедии – Софья и Добролюбов. Это традиционные образы, выдержанные в рамках требований, предъявляемых поэтикой классицизма, и схематизм в их изображении отмечало большинство исследователей. Вяземский писал: «Жаль нравственности, но всех бледнее и всех скучнее в комедии законная любовь Софьи и Добролюбова». Однако Макогоненко считает, что Фонвизин первым попытался изобразить «новых людей», появившихся в России (приплетаем пару слов про «Горе от ума»). Но госпожа Т. считает, что такие выводы необоснованны.

- «Бригадир» - первая русская бытовая комедия, в которой жизненные ситуации, быт выведены на сцену. На сцене показана домашняя жизнь, здесь пьют чай, играют в карты, загадывают на картах. В этом также заключалось новаторство Фонвизина как драматурга, разрушавшего каноны комедии классицизма.

- вместе с тем в комедии еще много традиционного, идущего от поэтики классицизма. Построение комедии довольно условно, фабула несложна. В комедии действие фактически отсутствует, она статична, действие заменено комическими разговорами. Также стоит отметить отсутствии в комедии главного героя и недостаточная оправданность названия комедии. С традицией классицизма «Бригадира» связывает элемент морализации (открытая декларативность мыслей автора в устах положительных героев), статичность, обязательные 5 актов, соблюдение единств места, времени и в основном действия, от классицизма идет и поэтика имен.

- однако главным в комедии является художественное новаторство Фонвизина-драматурга, которое проявилось в ярко выраженной реалистической тенденции, в создании типизированных образов, социально обусловленных, в речевой характеристике как средстве раскрытия характеров, в индивидуальности. В ряде характеров он отходит от однолинейного их изображения, вводит на сцену быт. Именно эта жизненность комедии принесла Фонвизину огромный успех.

- комедия «Бригадир» оказала влияние на развитие русской комедии вообще и поздних комедий Сумарокова в частности.

42. Журнал "Трутень".

Издатель «Трутня» - Николай Иванович Новиков (1744-1818)

«Трутень»:

- издавался с 1 мая 1769г.

- эпиграф журнала на титульном листе: «Они работают, а вы их труд ядите» взят из притчи Сумарокова «Жуки и пчелы». И раскрывает основную идейную направленность: противопоставление господ и крепостных, помещиков и крестьян.

- «Трутни» - помещики-тунеядцы, грабящие работающих на них крепостных крестьян. Новиков объяснял, что имя это согласно с его пороком, т.е. ленью, что он писать будет мало и станет печатать присылаемые к нему письма, сочинения и переводы.

- полемизировал со «Всякой всячиной» (например, по поводу сущности сатиры), особенно на политические темы

- в своих заметках в «Трутне» Новиков раскрывает сущность политической игры Екатерины II, объясняя читателю реакционность позиции официозного журнала («Всякой всячины»), который распространяет вздорную и политически несостоятельную легенду о «просвещенном» характере самодержавия.

- Новиков был убежден, что только та сатира, которая писана «на лицо», может быть действенной. В предисловии «Трутня» Новиков говорит о своем основном намерении – исправлять нравы, видя возможность оного в издании трудов «особливо сатирических, критических и прочих, ко исправлению нравов служащих».

- Новиков умел затронуть общественные язвы, задеть больные стороны социальной жизни, чтобы сделать их более ощутимыми и постараться исправить. Он не посягал на основы монархии, не думал об уничтожении крепостного права, но злоупотребления им стремился прекратить и горячо сочувствовал положению крестьян.

- в предисловии Новиков в шутливом тоне называет себя ленивым лукавцем, неспособным к службе, а также рисует картину всех видов государственной деятельности: «Военная служба кажется мне очень беспокойною и угнетающею человечество. Приказная хлопотлива. Придворная всех покойнее, да надлежит знать науку притворства».

- в журнале (впервые в таком масштабе в России) раскрывается крестьянская тема. Новиков открыто заявил, что он сочувствует крепостному народу, и осудил господ, глумившихся над подвластными им людьми. Материалы «Трутня» с помощью сатиры показали полнейшее юридическое бесправие крестьян и дали понять, что вопрос о положении крестьянства в России имеет важнейшее государственно значение. Впервые вопросы крепостного права были затронуты «Всякой всячиной».Однако никто не предлагал отменить его или найти способ помочь крепостным, автор лишь констатирует сложившуюся ситуацию.

- Новиков создает ряд сатирически острых, социальных портретов жестокосердных, невежественных помещиков. Это Змеян, Злорад, Недоум, Себялюб, Безрассуд и др., страдающие тщеславием, алчностью, корыстолюбием и другими пороками.

- Новикова ужасно волновали вопросы: «Зачем я вообще нужен?» и «Какая от меня польза для общества?». Отвечал, что без пользы жить – быть обузой для всех. А оказать услугу он может лишь изданием чужих трудов (т.е. журнала). Т.о., он отказался от служебной карьеры и занялся сбором «сатирических, критических и прочих ко исправлению нравов служащих» материалов других авторов.

- Новиков, сатирически описывая дворянские нравы, особенно резко выступал против увлечения иностранщиной и презрения к русскому (что было очень заметным явлением в высшем обществе той эпохи).

- тематика сатиры «Трутня» не ограничивалась борьбой со «Всякой всячиной». «Трутень» резко ополчается на лихоимство, ханжество, невежество, внешнюю европеизацию дворянства, ложно понимаемое воспитание и образование дворянства, рассматривая эти проблемы как проблемы социальные. В «Трутне» появилось известие о «молодом российском поросенке, который ездил по чужим землям для просвещения своего разума и возвратился уже совершенно свиньею».

- в статьях «Трутня» изображается группа щеголей и щеголих: Нарциссы, Несмыслы, Высокопары, зараженные всем иностранным, презирающие свою страну и свой язык. Новиков видит причину этого в дурном воспитании.

- в одном из номеров «Трутня», вышедшем 5 мая, было опубликовано письмо, говорившее о том, что в судах процветают взятки и что на воеводстве можно неплохо нажиться. В письме дядя советует племяннику поступать в «приказную службу», т.е. стать чиновником. «Ежели ты думаешь, что она по нынешним указам ненаживна, так ты в этом, друг мой, ошибаешься. Правда, в нынешние времена против прежнего не придет и десятой доли, но со всем тем годов в десяток можно нажить хорошую деревеньку». Дядя пишет, что по приезде на воеводство он увеличил число своих крестьян с 60 до 300 и нажил бы больше, если бы «посогласнее» с ним был прокурор.

- Трутень» критиковал проповеди «человеколюбия» и «снисхождения» к людским порокам, призывы обличать порок, а не его конкретных носителей, печатавшиеся в журнале «Всякая всячина». Новиков под псевдонимом Правдулюбова высмеивает это: «Они говорят, что слабости человеком обыкновенны и что должно оные прикрывать человеколюбием; следовательно, они порокам сшили из человеколюбия кафтан; но таких людей человеколюбие приличнее называть пороколюбием. По моему мнению, больше человеколюбив тот, кто исправляет пороки, нежели тот, кто оным снисходит или потакает. Любить деньги есть та же слабость. Почему слабому человеку простительно брать взятки и обогащаться грабежами… словом сказать, я как в слабости, так и в пороке не вижу ни добра, ни различия. Слабость и порок, по-моему, все одно, а беззаконие дело другое». И дальше: «Госпожа Всякая всячина написала, что пятый лист Трутня уничтожает. И это как-то сказано не по-русски; уничтожить, то есть в ничто превратить, есть слово, самовластию свойственное, а таким безделицам, как ее листки, никакая власть не прилична». «Трутень» упрекал императрицу в плохом знании русского языка, делая вид, что не знает, с кем переписывается и спорит.

- В одном из номеров «Трутня» Новиков поместил письмо Чистосердова (якобы) выступившего в поддержку журнала. Чистосердов предупреждает издателя: в придворных кругах считают, что автор «Трутня» не в свои садится сани и совсем напрасно пишет о знатных людях. Чистосердов передает прямую угрозу оскорбленных Новиковым придворных господчиков. «Пишите сатиры на дворян, - говорит Чистосердов, - на мещан, на приказных, на судей, совесть свою продавших, и на всех порочных людей». Письмом Чистосердова Новиков предупредил читателей о том, откуда журнал может ожидать себе неприятностей, но не сбавил тона сатиры и не перестал нападать на знатных людей.

- в 1770 году «Трутень», наученный опытом литературно-политической борьбы, должен был несколько убавить резкость своих нападок и сатирических выступлений. Причину такого ослабления тона Новиков указал в новом эпиграфе журнала: «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много» (опять строки Сумарокова).

- Новиков подчеркивал вынужденность такой перемены тона. Он напечатал несколько писем читателей, в которых выражалось недовольство ослаблением журнальной сатиры. Популярность журнала резко упала, и в 17м номере Новиков заявил о прекращении издания.

-В заключительном листе он писал: «Против желания моего читателя, я с вами разлучаюсь; обстоятельства мои и ваша обыкновенная жадность к новостям, а после того отвращение, тому причиною». Подводя итоги, можно сказать, что Новикову, само собой, надавали по башке сверху, и лавочку пришлось срочно прикрыть. Но цель свою он выполнил, т.к. добился закрытия журнала Екатерины II «Всякая всячина» и отпала нужда в том, чтобы предотвращать его вредное влияние на общество (No, WTF? какое «вредное влияние»?).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: