Романтизм как литературное направление в Европе конца XVIII -начала XIX в. История термина

РАЗДЕЛ 4. ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ

РАЗДЕЛ 3. РОМАНТИЗМ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАНАХ.

РАЗДЕЛ 2. РОМАНТИЗМ В ГЕРМАНИИ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ

Романтизм как литературное направление в Европе конца XVIII -начала XIX в. История термина. Философские, исторические и эстетические основы романтизма.

Выдвижение категории «живописного» как источника поэзии. «Записках о живописном» (1787) Гильпина, «Опыт о живописном по сравнению с прекрасным» (1794) Прайса. Идея возвышенного в трактате Эдмунда Берка «О возвышенном и прекрасном».

Роль готического средневековья как неисчерпаемого источника поэзии. Пробуждение интереса к народному творчеству. Поэмы Оссиана как провозвестники романтического миросознания. Туманный и призрачный мир героческих преданий Севера – вместо упорядоченной и гармонизированной классицистами античной мифологии. Готический роман.

Романтизм в живописи и музыке.

Иенская школа романтиков. Литературный быт йенских романтиков. Основные эстетические категории раннего немецкого романтизма в “Фрагментах” Ф.Шлегеля и Новалиса (понятие романтической иронии, эстетической жизни, новой мифологии, теория жанров Ф.Шлегеля). “Экспериментальный роман” Ф.Шлегеля (“Люцинда”), Л.Тика (“Странствование Франца Штернбальда”), Новалиса (“Генрих фон Офтердинген).

Гейдельбергская школа романтиков, ее эстетические и философские основы (философия истории, проблема соборности, категория народного духа). Собирательская деятельность А. фон Арнима, Клеменса Брентано («Волшебный рог мальчика») и братьев Гримм («Детские и домашние сказки»).

Особенности позднего этапа немецкого романтизма. Расцвет лирики (поэзия Уланда, Эйхендорфа и Гейне). Двоемирие поздних романтиков (манихейская картина мира). Творческий путь Э.Т.А.Гофмана, особенности его поэтики: гротеск, антитетичность, тема двойничества, тема кукол и автоматов.

Тема художника и музыканта в творчестве ранних и поздних немецких романтиков. Развитие жанра “Künstlerroman” (“Житейские воззрения кота Мура” Гофмана и “Сердечные излияния отшельника, любителя изящного” Вакенродера).

Особенности и этапы английского романтизма. Влияния готического романа, поэзии Оссиана в становлении романтизма. Озерная школа.

Новый поэтический язык “лейкистов” (“Лирические баллады” Вордсворта и Кольриджа), поэтическое “просторечие” Вордсворта. Баллады Соути в переводе В.Жуковского.

Исторический роман В.Скотта на фоне антикварных романов XVIII в. и его воздействие на европейскую историографию (Мишле, Гизо, Нибур).

Байрон и явление байронизма в английской и европейской культуре 20-30-х годов XIX в. “Поэтический темперамент” Байрона (трактовка Гете - II часть “Фауста”). Поэтика восточных поэм Байрона (“Корсар”, “Гяур”, “Лара”), их воздействие на русскую литературу.

Жанр путешествия в европейской литературе романтизма ("Дон-Жуан", "Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрона). «Паломничество Чайльд Гарольда» как род путевого дневника и псевдоавтобиографии.

Творчество Шелли и Китса. Романтическое мифотворчество. Трагедия индивидуализма и нарциссизма (“Эластор, или Дух одиночества”, “К жаворонку”; элегия на смерть Китса “Адонаис”; “Эпипсихидион” как вид идеализированной автобиографии; поэмы Китса “Эндимион”, “Гиперион”). Красота как смысл существования, тема прекрасной дамы (La belle dame sans merci, “Ламия”, “Ода к соловью”, “Ода к греческой урне”).

Американский романтизм: Эдгар По и Вашингтон Ирвинг.

Национальные особенности французского романтизма. Раннее романтическое движение во Франции. Г-жа де Сталь и Шатобриан. Романтическая реконструкция христианства в «Рене» и «Гении христианства».

Кружки и манифесты французских романтиков. Малый и большой сенакль В.Гюго и Ш.Нодье. Литературный салон г-жи де Рекамье. "Предисловие к "Кромвелю" В.Гюго и требование “тотального” театра: революция в драматургии.

Поэзия французского романтизма: Ламартин, А. де Виньи, В. Гюго, Ж. Нерваль.

Историческая проза французских романтиков (“Сен-Мар” А.де Виньи, «Собор Парижской богоматери» В. Гюго, “Жакерия” Мериме).

Р оман о современном герое во французской литературе первой половины XIX в. (“Оберман” Сенанкура, “Адольф” Б.Констана, “Исповедь сына века” А.де Мюссе)

Контрольные вопросы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: