ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Практическое занятие 4
ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
ТЕКСТЫ
Бальзак О. Шагреневая кожа. Гобсек. Отец Горио. Любое издание.
Предисловие к "Человеческой комедии". //Зарубежная литература 19 века. Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов /Сост. Соловьева Н.А. и др. - М., 1990.
44 Бальзак О. де. Гобсек. На франц.языке.-М., 1948.
Б 21 Бальзак О. де. Отец Горио. На франц.языке. -М., 1959.
Бальзак О. де. Шагреневая кожа. На франц.языке. -М., 1958.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Обломиевский Д.Д. О.Бальзак. Этапы творческого пути. - М., 1961.
2. Бахмутский В.Я. "Отец Горио" Бальзака. - М., 1970.
3. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака /пер. с франц./. Любое издание.
4. Вюрмсер А. Бесчеловеческая комедия. - М., 1967 /пер. с франц./.
5. Герцик А.В. Новелла "Гобсек" Оноре де Бальзака //Литература в школе. - М., 2000, номер 1, стр. 101-106.
6. Чичерин А.В. Произведения О.Бальзака "Гобсек" и "Утраченные иллюзии". - М., 1982.
ТЕМА: НОВЕЛЛИСТИКА ПРОСПЕРА МЕРИМЕ
Задание: посмотреть определения "новеллы" и "литературы местного
колорита" и выписать их.
ПЛАН:
1. Причины обращения автора к новеллистике.
2. Тип "естественного" человека в "экзотических" новеллах, спор с руссоистской традицией, влияние литературы "местного колорита". Основные художественные способы создания образов Фальконе, Таманга, Кармен, Хосе. Как возникает объективная оценка такого героя? Как относится к героям автор в новелле "Кармен"?
3. Образ героя из "Цивилизованного" общества. Место француза-рассказчика в новеллах современной Франции. Чем не устраивают автора его современники? Истоки трагедии Сен-Клера и Матильды. Основные художественные приемы, эллипсный характер "Двойной ошибки", смысл названия и др.
4. Значение новелл Мериме для развития европейского искусства. Отличительные признаки новеллы Мериме.
ТЕКСТЫ
Мериме П. Маттео Фальконе. Таманго. Кармен. Двойная ошибка. Этрусская ваза.
44 Мериме П. Избранные новеллы. На франц. языке. 2-е изд. - М.,
М 52 1959.
1. Луков В.А. Проспер Мериме. - М., 1983.
2. Виппер Ю.В. Мериме //История всемирной литературы. В 9 т. - М., 1989. Т. 6. С. 206-213.
3. Фрестье Ж. Проспер Мериме. - М., 1987 /перевод с франц./.
4. Практические занятия по зарубежной литературе. Под ред. Н.П. Михальской и Б.И. Пуришева. М., 1981. С. 128-142. /"Кармен"/
ТЕМА: ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ ГЕНРИХА ГЕЙНЕ
Задание: посмотреть определение "романтической иронии"
ПЛАН:
1. Юношеский романтический идеал любви как возвышенного сродства душ. Трагизм и романтическая ирония в изображении любви /сборник "Юношеские страдания", "Лирическое интермеццо"/. Анализ "Лорелеи" /"Не знаю, что стало со мною..."/.
2. Разочарование лирического героя в романтическом идеале, усиления иронии, появление сарказма. Художественное своеобразие лирической миниатюры Гейне /сборники "Возвращение на родину", "Северное море"/. Стихотворение "Довольно, пора забыть этот вздор...".
3. Кризис любовной лирики: поэзия "свободной любви" /сборник "Новые стихотворения"/. Торжество плотского и утилитарного отношения. Стихотворение "Доктрина".
4. Любовная лирика Г. Гейне последних лет жизни: попытка синтеза души и плоти. Чем она близка ранней поэзии, чем отличается? /сборники "Романцеро"; Стихотворения 1853-1854 г.г./. Анализ "Поля битвы при Гастингсе". Влияние жанра баллады, новые черты в лирике.