Занятие 10. Утопический роман Н.Г.Чернышевского

Литература

1. Манн О.В. О движущейся типологии конфликтов // Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М., 1987.

2. Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман 19 века. – Л., 1982 (гл. «Схема и дискуссия в романах натуральной школы». – С. 71).

3. Герцен и проблемы романа. Н.И. Пруцков. «Кто виноват?» // История русского романа в 2-х тт. – М.- Л., 1962.

4. «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма. – М.: Наследие, 1997. – С. 104.

5. Путинцев В.А. Герцен-писатель. – М.: Наука, 1952.

6. Лищинер С.Д. К вопросу о традициях «натуральной школы» в творчестве Герцена и Достоевского // Литературные направления и стили. – М., 1976.

Занятие 4. Романы И.Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов» (2 часа)

1. Трилогия И.Гончарова. Оценка «Обломова» в русской критике.

2. Романы Гончарова и традиции «натуральной» школы.

3. Литературная традиция в романе «Обломов» («история человеческой души»).

4. «Диалогический конфликт» в «Обыкновенной истории» (Александр и Петр Адуевы).

5. Обломов в романе Гончарова («всероссийский тип»). Обломов и Штольц.

Литература:

1. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? (конспект).

2. Писарев Д.И. «Обломов». Роман Гончарова (конспект).

3. Дружинин А.В. «Обломов». Роман Гончарова.

4. Анненский И.Ф. Гончаров и его Обломов // Анненский И.Ф. Книги отражений – М., 1979.

5. Отрадин М.В. «Обломов» в зеркале времени // Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике: Сб. статей. – Л., 1991.

6. Десницкий В. Трилогия Гончарова // Десницкий В. Избранные статьи по русской литературе 18-19 веков. – М.-Л., 1958.

7. Краснощекова Е. «Обломов» И.Гончарова. – М., 1970.

8. Мельник В.И. Реализм Гончарова. – Владивосток, 1985.

9. Недзвецкий В.А. И.А.Гончаров // «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма. – М.: Наследие, 1997.

Занятие 5. И.Тургенев «Записки охотника», роман «Рудин» (2 часа)

1. «Записки охотника» – эпос крестьянской жизни. Своеобразие цикла, особенности проблематики; развитие принципов «натуральной школы».

2. Проблематика романов Тургенева. Общая характеристика, проблема героя.

3. «Рудин». Проблематика, тип героя. Своеобразие конфликта. «Диалогический конфликт» и развитие традиций «натуральной школы». Оценка романа в русской критике.

Литература:

1. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – М. -Л., 1962. С. 142-170.

2. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман 20-х-30-х гг. 19 века. – Л., 1982. С. 180-202.

3. Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969.

4. Чудаков А.П. О поэтике Тургенева-прозаика // И.С. Тургенев в современном мире. – М., 1987.

Занятие 6. И.Тургенев «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» (2 часа)

1. Тургенев «Дворянское гнездо». Проблематика романа. Общая характеристика, проблема героя. «Диалогический конфликт»: Лаврецкий и Паншин.

2. «Отцы и дети». Своеобразие конфликта. Проблематика, тип героя. Базаров: социальный, психологический, философский тип героя.

3. Оценка романа в русской критике: Писарев, Страхов и др.

Литература:

1. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – М. -Л., 1962. С. 142-170.

2. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман 20-х-30-х гг. 19 века. – Л., 1982. С. 180-202.

3. Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969.

4. Чудаков А.П. О поэтике Тургенева-прозаика // И.С. Тургенев в современном мире. – М., 1987.

5. Писарев Д.И. Базаров // Писарев Д.И. Литературная критика. В 3т. т. 1. – Л., 1984.

6. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. – Л., 1986.

Занятие 7. Драма А.Н.Островского «Гроза» в русской критике и современной интерпретации». «Бесприданница» (2 часа)

1. Островский-драматург: традиции и новаторство. Повествовательные элементы в драме Островского. Первые драматические опыты писателя («Свои люди – сочтемся»).

2. «Гроза». История создания. Экспозиция. Система образов. Образ Катерины в драме. Поэтика.

3. «Бесприданница». Проблематика и поэтика. Лариса Огудалова в драме Островского.

4. Драма А.Островского в русской критике.

Литература:

1. Драма А.Н.Островского «Гроза» в русской критике. – Л., 1990.

2. Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»

3. А.А.Григорьев «После «Грозы» Островского».

4. А.Аникст Теория драмы в России от Пушкина до Чехова (История учений о драме). – М., 1972. - С. 282-298.

5. Штейн А. «Крутые характеры» и «горячие сердца» в городе Калинове // Штейн А. Критический реализм и русская драма 19 века. – М., 1962. – С. 249-256.

6. Холодов Е. Катерина Кабанова (опыт характеристики героини драмы Островского) // Русская классическая литература. Разборы и анализы. Сост. Д.Устюжанин. – М., 1969. – С. 244-268.

7. Журавлева А.И. «Гроза» А.Н.Островского // Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – С. 196-212.

8. Лебедев Ю.В. О народности «Грозы», русской трагедии А.Н.Островского // Лебедев Ю.В. В середине века. Историко-литературные очерки. – М., 1988. – С. 275-300.

Занятие 8. Лирика Н.Некрасова (2 часа)

1. Основные мотивы лирики Н.Некрасова.

2. Проблема реализма в лирике Некрасова.

3. Принципы изображения действительности.

4. Форма выражения авторского сознания.

5. Композиционные и стилистические средства выражения авторского сознания.

Литература:

1. Б.О. Корман. Лирика Н.А.Некрасова. – Воронеж, 1964. – 390 с.

2. Скатов Н. Литературные очерки. – М., 1985. – с. 118-156.

3. Кожинов В. Книга о русской лирической поэзии 19в. Развитие стиля и жанра. – М., 1978. – с. 155-216.

4. Скатов Н. Некрасов: современники и продолжатели. – М., 1986. – с. 7-99.

5. Кулешов В.И. Проблема Н.А.Некрасова // Кулешов В.И. В поисках точности и истины. – М. 1986. - с. 89-96.

6. Корман Б.О. Лирическая система Некрасова // Н.А.Некрасов и русская литература. 1821-1971. – М., 1971. - с. 113-116.

Занятие 9. «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина (2 часа)

1. Сатира М.Е.Салтыкова. Традиции и новаторство.

2. Особенности сатиры Салтыкова. Поэтика.

3. «История одного города». Символика. Гротескно-трагическая партитура «Истории одного города».

Литература:

1. Д.Николаев «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина // Три шедевра русской классики. – М., 1971. – с. 187-300.

2. Л.В.Елизарова Повествование в «Истории одного города» // Сатира М.Е.Салтыкова-Щедрина (1826-1876). – Калинин, 1977. – с. 20-27, 47-60.

3. Ауэр А.П., Борисов Ю.Н. Поэтика символических и музыкальных образов М.Е.Салтыкова-Щедрина. – Саратов, 1980. – с. 20-27, 47-60, 91-113.

«Что делать?» (1 час)

1. Поэтика романа: система «двойников» (Лопухов – Кирсанов; «аристократ» – «неуклюжий студент» и проч.).

2. «Что делать?» как философско-интеллектуальный роман.

3. Богословская основа романа; христианская символика в «Что делать?»

4. «Особенный человек» Рахметов.

5. Образ Веры Павловны.

Литература:

1. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х гг. 19 века: истоки и эстетическое своеобразие. – Л., 1974. – С. 207-256.

2. Пинаев М.Т. Чернышевский: художественное творчество. – М., 1984. – С. 19-104.

3. Руденко Ю.К. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»: эстетическое своеобразие и художественный метод. – Л.: ЛГУ, 1979. – С. 22-38.

4. Руденко Ю.К. Чернышевский-романист и литературные традиции. – Л.: ЛГУ, 1989. – С. 117-143.

5. «Что делать?» Н.Г.Чернышевского: историко-функциональное исследование. – М., 1990. – С. 183-218.

6. Наумова Н.Н. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» – Л., 1978.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: