Творчество А. Ремизова (1877-1957)

Наследие А. Ремизова распадается на два слоя: фольклорные стилизации и авторские произведения. К первому слою относятся сборники «Посолонь», «Лимонарь» (1905), «Докука и балагурье» (1914). Здесь воспроизводятся апокрифы, сказки и другие фольклорные произведения. Стремясь к возрождению «большого всенародного искусства» (Вяч. Иванов), автор ищет обломки народного мифа в сохранившихся обрядах, суевериях, заговорах и т.д. В этих произведениях возникает основная идея ремизовского творчества – о равновесии между Богом и дьяволом, о равновесии между добром и злом.

Первый роман А. Ремизова «Пруд»(1905) написан на автобиографической основе. В первой части реалистически описывается купеческий быт, московское детство главного героя Николая Финогенова. Бытописание первой части воспринимается как заявка на традиционный роман воспитания, но в романе нет психологического развития героя, вместо традиционной социализации мы видим отчуждение Николая, современного «человека из подполья». Во второй части бытописание почти полностью вытеснена изображением снов и кажимостей подпольного сознания, в центре – необъяснимые поступки героя (изнасилование, убийство, самоубийство).

Повесть «Часы» (1908) сополагает истории двух подпольных сознаний – полудетского (Кости Клочкова) и взрослого (Нелидова). Миф о Христе не воскресшем воплощен в двух гротескных образах: во сне Нелидова ожидаемого человечеством Спасителя подменяет восставшая из гроба обезьяна, другим травестированным Мессией оказывается обезумевший к концу романа Костя Клочков.

В повести «Часы» и в дальнейших произведениях лирическое повествование уходит на второй план, заменяется сказом – воспроизведением экспрессивной устной речи.

Роман «Крестовые сестры» (1910) примыкает к «петербургскому тексту» русской литературы. Центральный персонаж – потерявший место банковский чиновник Маракулин – может быть соотнесен и с Евгением из «Медного всадника» А. Пушкина, и с гоголевским Башмачкиным, и с целым рядом персонажей Ф. Достоевского. Вместе с тем, судьбы современников, русских людей, живущих на рубеже и сломе, нерасторжимо связаны у А. Ремизова с самыми глубинными пластами русской истории. Образы героинь – «крестовых сестер» - становятся звеньями, которые связывают «петербургского героя» с миром универсалий, восходящих к народной мифологии, к древним былинам, апокрифам и житиям (центральный текст – «Хождение Богородицы по мукам»).

Повесть «Взвихренная Русь» (1927) опубликована уже в эмиграции. Герой близок к «униженным и оскорбленным» героям его повестей о маленьком человеке, он полностью погружен в тягостный быт революционной эпохи. Текст повести представляет собой коллаж их разнородного материала (дневниковых записей, снов, лирических «слов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: