Тема 15. Обэриу. Поэзия Н. Заболоцкого

ЛИТЕРАТУРА.

Бирюков Ф. Художественные открытия Михаила Шолохова. – М.,1976.

Метченко А.И. Мудрость художника. – М.,1976.

Петелин В.В. Жизнь Шолохова: Трагедия русского гения. – М.,2002.

Бушмин М. Александр Фадеев. Черты творческой индивидуальности. – Л.,1971.

Озеров В.М. Александр Фадеев. Творческий путь. – М.,1970.

Поляк Л.М. Алексей Толстой – художник. Проза. – М.,1964.

Крюков А.М. Алексей Николаевич Толстой. – М.,1989.

Боборыкин А.А. Александр Фадеев: Писательская судьба. – М.,1989.

ОБЭРИУ - объединение реального искусства. Входили: И. Бахтерев (художник, поэт, драматург), Д. Левин (поэт), Ю. Владимиров (поэт), К. Вагинов (поэт, прозаик), А. Введенский (поэт), Н. Олейников (поэт), Н. Заболоцкий (поэт), Д. Хармс (поэт, драматург). Дата возникновения – 1927 год.

Организационный центр – Ленинградский Дом печати. Выступления обериутов напоминали выступления футуристов, в них присутствовал элемент театрализованной алогической игры.

Основные принципы:

- стремление выйти за пределы искусства в жизнь («наша воля к творчеству универсальна, она перехлестывает все виды искусства и врывается в жизнь, охватывая ее со всех сторон»);

- поиск нового, «органического» мироощущения и нового подхода к вещам;

- принцип предметности, рабочего отношения к искусству (обериуты любили повторять, что искусство – это шкаф)

- новый художественный метод – «материалистическое ощущение вещи» и стремление «ощупать мир рабочим движением руки»;

- введение в образный строй стихотворения приемов живописи: четкое представление о взаимном расположении предметов в пространстве, использование деформации пространства, подбор метафор по цвету и форме, изображение натюрмортов.

А.Введенский – самый радикальный из обериутов. По словам Б. Пастернака, «он разбрасывает действие на куски, предмет – на части». Так возникает видимость бессмысленности, но предмет не теряет своей конкретности, а действие – закономерности (стихотворение «Но вопли трудных англичан…»). А.Введенский пытался создать литературу подсознания (или сверхсознания), эта установка родственна поэзии сюрреалистов. Кроме того, он стремился к созданию своеобразной алогической системы с элементами пародийной игры.

Д. Хармс. Его поэтическая система строилась на динамических ассоциациях, неожиданных сближениях, художественной логикой неожиданностей, логикой игры, которая сочеталась с событийностью стиха. В поэзии Д. Хармса хаотичность образов сочеталась с четким, предельно организованным движением стиха.

Драматическая поэма Д. Хармса «Елизавета Бам» - типичная драма абсурда (традиции С. Беккета, Ф. Кафки). Герои – люди, лишенные биографии, приходят арестовать Елизавету Бам за убийство, ссорятся между собой, ищут преступницу, играют в пятнашки…Героиня – то взрослая женщина, то маленькая девочка, ищущая защиты у папы и мамы. Смысл произведения – многозначность, многосоставность, разнообразная превращаемость жизни, соединяющей в себе логичное и алогичное, рациональное и иррациональное, условное и реальное.

Поэтика обериутов строилась на увеличении размаха ассоциаций, сближении противоположных вещей, на увеличении свободы превращение, пересечений, взаимных наложений образов. Стремясь к конкретности, к предметности, они парадоксальным образом в поэтических произведениях создавали образ мира, состоящего из знаков. Обериуты утверждали реальность условности. Но при этом и сама реальность становилась условной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: