Творчество А. Белого (1880-1934)

Творчество Ф. Сологуба (1863 – 1927).

ЛИТЕРАТУРА.

Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна. 1883 – 1907. – Минск, 1983.

Колобаева Л.А. Проблема личности в творчестве И.А. Бунина // Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-ХХ вв. – М.,1990. - С.61-89.

Колобаева Л.А. Горький и Ницше // Вопросы литературы. – 1990. - №10

Хьетсо Г. Максим Горький. Судьба писателя. – М.,1997.

Гачев Г.Д. Логика вещей и человек. – Прение о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне». – М.,1992.

ТЕМА 7. Русская модернистская проза рубежа веков.

Писатели, о которых идет речь, были непосредственно связаны с символизмом. Потому один из главнейших постулатов их творчества – стремление «от реального к реальнейшему». Кроме того, все они в той или иной степени стремятся к соединению элитарной культуры и фольклорного сознания. В их произведениях стирается грань между поэзией и прозой, происходит ритмизация прозы.

Первый роман Ф. Сологуба «Тяжелые сны» (1895) написан в традициях русской реалистической прозы 80-х гг. и рассказывает о коррумпированном обществе провинциального городка. Роман посвящен освобождению нового «эстетического человека» от тяжелых снов своего земного плена. Способом освобождения становится убийство, совершенное «методично, но безвольно». Здесь, безусловно, переосмысливается ситуация романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Логин побеждает демоническое искушение, именно совершая преступление.

Центральное произведение Ф. Сологуба – роман «Мелкий бес» (1905). Этот роман представляет собой, по словам А. Белого, «поворот к гоголизму». И описание провинциального города, и стиль всего романа во многом напоминают «Мертвые души». Но в героях «Мелкого беса» омертвение заходит гораздо дальше, чем в персонажах Гоголя, а его главный герой Передонов в этом отношении оставляет за собой и героев «Мертвых душ», и чеховского Беликова («Человек в футляре»), с которым его сравнивают.

Изображение реальности двоится: перед нами то реалистическая сатира, то романтический гротеск. «Мелкий бес» - роман-миф, но не о творении космоса из хаоса, как обычно, а наоборот – деградация, картина антипути.

С его именем связана символистская реформа прозы:

- «психология - хаос», герои действуют в соответствии с импульсами, ими не осознаваемыми;

- герои – не просто персонажи, а условные знаки вечных сущностей, личность на грани быта и бытия;

- соединение в произведении сатиры и мистики.

Центральное произведение раннего творчества А. Белого – прозаический цикл «Симфонии» (I – «Северная», 1900; II – «Драматическая», 1902; III – «Возврат», 1905; IV – «Кубок метелей», 1908). Этот цикл представляет собой синтез приемов поэзии, прозы, изобразительного искусства на базе музыки, которую автор считал, вслед за Р. Вагнером, выражением универсальных закономерностей миропорядка.

Основные приемы цикла - музыкальный контрапункт и кинематографический монтаж. В цикле реализуются символистская идея соответствий (IIIСимфония), общемодернистское представление о мире как о хаосе (II Симфония).

Роман А. Белого «Петербург» (1913) является концентрированным выражением «петербургского мифа» русской литературы. Главный герой романа – город как узел русской истории, место «встречи» Востока и Запада, а также точка касания высших сил. В центре романа – несовершенное преступление (отцеубийство). В героев вселяется дух города, они одержимы им и пребывают в состоянии дионисийской разорванности. В романе сильно комическое начало, трагедийные ситуации разрешаются фарсом. Выступление трех сил, претендующих на управление Россией (дворянство, террористы, интеллигенция), оборачиваются балаганом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: