Поэзия М. Цветаевой ( 1892 – 1941)

Главное в ранней поэзии М. Цветаевой – энергия жизни, напряженность ее биения, ощущение тайны в себе и в окружающих. М. Цветаева часто пишет о смерти, но пишет оней именно от избытка жизни, ее наполненности и концентрации, которые требуют уже другого качества (стихотворения «Уж сколько их упало в эту бездну…», «Идешь, на меня похожий…» и др.).

Кроме того, с самого начала поэт занимает совершенно особую позицию: «Чтобы нас было только двое: я и мир». Поэт вначале воспринимает свое «я», а затем уже окружающее, стремится подчинить себе реальность, заставить ее жить по своим законам. Возможно, именно отсюда весь напор и вся страстность цветаевских стихов, и здесь же зарождение будущей трагедии (стихотворение «Вчера еще в глаза глядел…» и др.).

Именно данная закономерность формирует цветаевское отношение к слову. Слово у М. Цветаевой – прежде всего жест, сильный, рвущийся, напряженный. Даже когда внешне стихотворение спокойно, под этим или вслед за этим спокойствием – рывок, вскрик. М. Цветаева явно противостоит так называемому «хорошему тону», привычным размерам и рифмам. Рифмы М. Цветаевой по существу не рифмы, а ассонансы, ее интересует не столько созвучие слов, а созвучие смыслов.

Ведущим началом в ее стихах является ритм (о «непобедимых ритмах» М. Цветаевой писал А. Белый). Ритм передает движение, пульс жизни. Но для поэта важно не только движение, но и остановки («Я не верю стихам, которые «льются». Рвутся – да!» - писала М. Цветаева).

В стихах М. Цветаевой периода эмиграции – та же прерывистая, преодолевающая все границы интонация, что и в раннем творчестве. Она впитала в себя и песенную стихию, и высокий одический стиль (стихотворения «Тоска по родине», «Что же мне делать, певцу и пасынку…» и др.). Ритмический напор, порыв сочетаются со строгой творческой дисциплиной, и чем сильнее этот порыв, тем сильнее авторская воля, направленная на творческое овладение им.

В это время М. Цветаева ищет звуковые образы внутреннего мира. Воспроизведение вещных реалий лишь на первый взгляд создает зрительную картину, на самом деле это какофония звуков, свойственная обыденной жизни (стихотворение «Поезд» и др.). Но надо всеми этими шумами действительности, опять-таки, стоит мощная авторская воля, и стихотворное воплощение шума оказывается в глубоком соответствии с внутренним миром поэта.

Несмотря на всю свою особость, самость, М. Цветаева глубоко погружена в русскую культуру. А.Пушкин, А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский – в ее стихах о них не только глубокая любовь, но и ощущение родственности и творческой сопричастности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: