Поэзия Н. Заболоцкого (1903 – 1958)

Ранняя поэзия Н. Заболоцкого в целом вписывается в каноны ОБЭРИУ. Молодой Н. Заболоцкий – автор нескольких частей Декларации ОБЭРИУ («Общественное лицо ОБЭРИУ», «Поэзия обериутов»). Лирический герой сборника «Столбцы» - человек вне литературы, человек массовой культуры. Но он хочет выразить смыслы, массовой культуре недоступные, естественно, использует штампы, впадает в буквализм, но ценой огромных усилий смысл все-таки выражается (стихотворение «Вопросы к морю»).

Традиции поэзии Н. Заболоцкого – от Г. Державина и В. Хлебникова до бурлескной поэзии XVIII века и лубочной живописи. Его лирике свойственны смешение и контрастные переходы высокого и низкого, нагромождения и сдвиги словесных образных пластов, доходящие до произвола (это традиция В. Хлебникова). Заостренная предметность, вещизм, пафос углубленного познания – традиция О. Мандельштама.

В таких стихотворениях, «Цирк» (1928), «Меркнут знаки Зодиака…» (1929) и др. – ощущение поэтической новизны мира, его загадочности. Это странный глубинный мир, иногда страшноватый, иногда радостный – важная часть природы. Это то, что Ф. Тютчев назвал «родимым хаосом», и для поэта этот хаос действительно родимый, не вызывающий трагических ощущений. Поэт не отчуждает от себя странный мир, а приближает к себе, вглядывается вплотную и даже находит какую-то новую, домашнюю близость к нему. В поисках этой близости он обращается к посредничеству детского сознания.

В основе натурфилософии Н. Заболоцкого – представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые вечно находятся во взаимодействии и взаимопревращении. Развитие этого сложного организма происходит от хаоса к космосу, гармонической упорядоченности всех элементов. Основную роль здесь играет сознание, которое, по словам поэта, «глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека». Поэтому именно человек должен взять на себя заботу о преобразовании природы. Но в своей деятельности он должен видеть в природе не только ученицу, но и учительницу, так как эта несовершенная и страдающая «вековечная давильня» заключает в себе прекрасный мир будущего и те мудрые законы, которыми следует руководствоваться человеку. В поэме «Торжество земледелия»(1933) утверждается, что миссия разума начинается с социального совершенствования человеческого общества, а затем она распространяется на отношения человека и природы.

В поздних стихах Н. Заболоцкого – та же философия природы, однако она выражается открыто, просто, без сдвигов образных пластов и сложных ассоциаций (стихотворения «Слепой»,1946; «В этой роще березовой…»,1946 и др.). В произведениях этого периода возникает интерес к конкретным человеческим судьбам, поэт обращается к жанру психологической зарисовки (стихотворения «Жена», 1948;«Старая актриса», 1956; «Неудачник»,1953; «Некрасивая девочка»,1955 и др.).

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Обериуты и русский футуризм.

2. Эпатаж в творчестве обериутов.

3. Творчество Н. Заболоцкого и традиции русской классической литературы.

4. Своеобразие натурфилософии Н. Заболоцкого.

5. Прокомментируйте следующие высказывания:

«Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач еще впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность…».

(Н.А. Заболоцкий. Из письма к Е.В. Клыковой).

«…Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах я, как мог, разрешал их».

(Н.А. Заболоцкий. Из письма к К.Циолковскому).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: