Москва 2011

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

Литература России XIX – начала XXI века

Учебно-методический комплекс

для бакалавриата по направлению 033000 - Культурология

профиль

культура России


Литература России XIX – начала XXI века:

Учебно-методический комплекс

Составитель: И.В. Кондаков, д. филос., к. филол. н., проф.,

действ. чл. РАЕН

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании

кафедры истории и теории культуры 21.04.11 протокол № 8

© Российский государственный гуманитарный университет 2011


1. Цели и задачи дисциплины:

Цели дисциплины

  • показать место, которое занимает литература (искусство слова) России среди других явлений российской культуры и иных видов искусства;
  • сформировать у студентов представление о литературе России как целостном феномене культуры, меняющем свои параметры в ходе национальной и мировой истории;
  • освоить методику выявления опорных категорий литературоведения (литературных родов, жанров, стилей, направлений и методов) для построения целостной истории литературы России XIX – XXI вв.

Задачи дисциплины

  • ознакомить студентов с периодизацией и типологией литературы России Новейшего времени;
  • изучить систему литературоведческих категорий, которые составляют основы теории литературы и поэтики и могут быть приложены, в частности, к истории русской литературы XIX – XXI вв.
  • изучить множественность литературных форм, а также теоретических и исторических подходов к анализу историко-литературного процесса и текстов литературных произведений.
  • 2. Место дисциплины в структуре ООП: «Литература России XIX – XXI вв.» является базовой общепрофессиональной дисциплиной культурно-исторического модуля и адресована студентам, обучающихся по направлению «Культурология». Ее программа органично связана с содержанием таких дисциплин гуманитарно-социально-экономического цикла, как «История России», «Всеобщая история», «Русский язык и культура речи»; общепрофессиональных дисциплин теоретико-культурного модуля – «Эстетика», «Теория культуры», «Лингвистика и семиотика» – и культурно-исторического модуля – «История культуры», «История искусств». Она призвана способствовать формированию исторических представлений о культуре слова и словесности в России, которые в дальнейшем будут углубляться в процессе освоения ряда прикладных и специальных дисциплин.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения «Литературы России XIX – XXI вв.» направлен на формирование следующих компетенций:

· владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

· умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

· владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; (ПК-1);

· способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

· готовность к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе (ПК-4).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • содержание изложенных в курсе теоретических и методологических концепций изучения литературы; базовые термины теории и истории литературы;
  • историко-культурный контекст, обусловивший появление изучаемых историко-литературных явлений и развитие вербальной культуры;
  • историко-культурную взаимосвязь литературных произведений с другими факторами социальной и культурной истории (философия, религия, общественно-политическая мысль, искусство, журналистика и т.п.)

Уметь:

  • анализировать и интерпретировать литературные тексты в культурологическом и литературоведческом аспекте;
  • оценивать художественную значимость и новаторство литературных произведений;
  • выявлять взаимосвязь различных литературных текстов между собой и литературных текстов с другими текстами культуры.

Владеть:

  • понятийным аппаратом дисциплины;
  • техниками анализа литературных текстов как текстов культуры.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: