Тема 3. Символизм в русской литературе Серебряного века

Серебряный век как переходная эпоха в развитии русской литературы на рубеже XIX–XX вв. Влияние западноевропейского постромантизма и символизма в сочетании с имманентными факторами развития отечественного модерна, сложившимися в XIX в.

Предсимволизм в русской поэзии (Ап.Майков, К.Случевский, К.Р. [К. Романов], А.Голенищев-Кутузов, Вл.Соловьев, И.Анненский). Самоощущение 1880-х гг. в России; как «безвременья»; возникновение «декадентских» тем и мотивов в прозе и поэзии (Вс.Гаршин, С.Надсон и др.). Эстетические программы, предвосхищающие символизм (Вл.Соловьев, А.Волынский, Н.Минский, Д.Мережковский, В.Розанов и др.). Представление о символе как сущности мира и о символичности бытия как о наиболее глубоком его понимании. Эстетические, философские и религиозно-мистические интерпретации бытия человека и человечества, истории и повседневности – через символические структуры и образы.

Поэзия «старших» символистов – В.Брюсова, Н.Минского, З.Гиппиус, К.Бальмонта, Д.Мережковского, Ф.Сологуба, А.Добролюбова. Реабилитация «чистого искусства»; «парнасское» самоутверждение; противоречия этического и эстетического, индивидуализма и коллективности. Богоискательские темы и мотивы в поэзии.

«Младшие» символисты – последователи Вл. Соловьева (Вяч.Иванов, А.Блок, А.Белый, Ю.Балтрушайтис, С.Соловьев и др.). Обоснование теургического искусства; мистические и апокалиптические мотивы поэтического творчества; поэтизация «вечной женственности» (Софии); магия слова и мифотворчество; трагическое предчувствие революции и призывание ее как конца истории; мотивы жертвенности и гибельности искусства и поэта – пророка мировой катастрофы. Символистский театр А.Блока, Вяч. Иванова, Л.Андреева, Д.Мережковского и др.

Проза символистов. Романы Ф.Сологуба «Мелкий бес» и «Творимая легенда», В.Брюсова («Огненный ангел»), трилогия Д.Мережковского «Христос и Антихрист» и его философия мировой истории. «Орнаментальная» проза А.Белого: его «Симфонии» и повести, близкие поэтике авангарда. Романы А.Белого «Петербург» и «Москва», их значение для развития русской прозы в ХХ в. Символизм «подпольной» прозы В.Ропшина [Б.Савинкова], экзистенциалистские мотивы обреченности и отчаяния, религиозно-философское и эстетическое оправдание экстремизма. Литературная и культурфилософская эссеистика символистов (Д.Мережковский, К.Бальмонт, В.Брюсов, Эллис, А.Белый, Вяч.Иванов, А.Блок): единство художественного и философского в эссеистике русских символистов.

Символизм неореалистического творчества писателей Серебряного века. Символические образы в прозе В.Вересаева, А.Куприна, И.Бунина, Л.Андреева. Неоромантизм и неореализм в прозе и поэзии М.Горького; символические образы, богостроительские мотивы в его творчестве. Символизм в творчестве пролетарских и “новокрестьянских” поэтов. Непоследовательность условного, «околореалистического» символизма; подспудное преодоление символизма в пограничных литературных течениях и произведениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: