Тема 2. Кризис реализма в русской литературе второй половины XIX в

Писатели демократической и народнической ориентации. Приоритет «правды жизни» и бытописания над художественным обобщением и творческим переосмыслением жизни; позитивизм в русской литературе. Размежевание «правдивости» и «художественности». Возникновение натуралистических тенденций в русской демократической литературе, в том числе и манифестируемых как новое художественное направление в русской литературе (П.Боборыкин). Сближение литературы, беллетристики и публицистики; жанров повести (рассказа) и журналистского очерка. Отличие русского «натурализма» от соответствующего литературного направления в западноевропейских литературах (французской, немецкой и др.).

Кризис русского реализма; исчерпание тематики и проблематики, методов и средств художественной типизации; разочарование в просветительских, воспитательных и преобразующих социально-политических возможностях реалистической литературы. Вырождение реалистического повествования в поверхностное бытописание, дидактизм или речевую стилизацию, в изучение психопатологии личности и общества.

Символизация русской литературы. Усиление роли подтекста и интертекста, символических деталей, углубление и утончение психологизма, открытие “диалектики души” и “потока сознания”, интеллектуализация литературы, ее сближение с философией и психологией, публицистикой и эссеистикой. Формирование неореализма в России.

Раздвоение представлений о типическом и типизации. Типическое как наиболее массовидное и распространенное в жизни (социально-характерное). И типическое как наиболее обобщенное, идейно и философски осмысленное, закономерное, ставшее частью культуры. Расхождение социальной и культурной рефлексий действительности в русской литературе. Противоречия в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина, Н. Лескова, Г. Успенского и др.

Возникновение модернистских тенденций в рамках реалистической литературы (с одной стороны, – натурализм; с другой, – символизм). Предвосхищение литературного символизма и авангарда в позднем творчестве Ф.Тютчева, Н.Некрасова, И.Тургенева, И.Гончарова, А.Фета, Л.Толстого, Ф.Достоевского, Г.Успенского, А.Чехова. Столкновение символизма и натурализма в творчестве А. Чехова, М. Горького, В. Короленко, А. Куприна, И. Бунина, Л. Андреева, М. Арцыбашева и др.

Творчество А.Чехова как яркое проявление кризиса русского реализма (черты импрессионизма и символизма в чеховской поэтике; ассоциативность сюжета, «размытость» авторской точки зрения, усиление роли подтекста и читательской инициативы в восприятии, интерпретации и оценке текста, значение чеховских юмора и иронии для понимания авторского отношения к изображаемым реалиям жизни и др.). Черты кризиса реализма, различно проявляющиеся в творчестве В.Короленко, И.Бунина, А.Куприна, В.Вересаева, Л.Андреева, М.Горького и др. русских писателей-неореалистов рубежа XIX – XX вв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: