Теория литературы. История русской литературной критики

История русской литературной критики

1. Понятие «литературная критика». Предмет, задачи, жанры литературной критики.

2. Классицистическая критика. Литературно-критическая деятельность М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, В.К. Тредиаковского, М.М. Хераскова, Г.Р.Державина.

3. Сентименталистская критика. Литературно-критическая деятельность Н.М. Карамзина, И.И. Дмитриева.

4. Романтическая критика. Основные течения. Литературно-критическая деятельность В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова.

5. Эстетические и литературно-критические взгляды А.С. Пушкина.

6. Н.В. Гоголь - критик.Своеобразие критических статей Н.В. Гоголя.

7. Место В.Г. Белинского в истории русской критики. Основные периоды литературно-критической деятельности.

8. Русская литературная критика второй половины XIX века. Борьба направлений в критике.

9. Писательская критика второй половины XIX века: И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, Ф.М. Достоевский.

10. Радикально-демократическая критика в журнале «Современник».

11. Основные принципы литературной критики символистов. Литературно-критическая деятельность Д.С. Мережковского, В. Брюсова, А. Блока, А. Белого.

12. Литературная критика в Советской России 1920 – начала 1930-х годов.

13. Литературная критика на страницах журнала «Новый мир». А.Т. Твардовский – критик.

14. Русская литературная критика 1990-х гг.

1. Теория литературы как наука. Предмет и содержание теории литературы.

2. Литературоведы о мифе. Проблема мифа в литературе XX века.

3. Автор и авторство.

4. Форма и содержание в художественном произведении.

5. Персонаж и его ценностная ориентация. Типы персонажей.

6. Сюжет и фабула: характеристика терминов, соотношение, виды сюжетов, сюжетные элементы.

7. Литературные иерархии и репутации.

8. Время и пространство в художественном произведении. Теория хронотопа М. Бахтина.

9. Теория типизации и воссоздания характерного.

10. Мир художественного произведения.

11. Художественная речь. Состав художественной речи, её специфика.

12. Композиция. Композиционные средства (повторы и вариации, мотивы, детализированное изображение и суммирующие обозначения, умолчания, подтекст, аллюзии, «эзопов язык»).

13. Принципы рассмотрения литературного произведения.

14. Литературные роды и жанры: основное понятие, классификация. Теория Бюлера.

15. Эпос: повествование и его субъект.

16. Драма, её особенности.

17. Лирика, её особенности.

18. Говорящий человек. Диалог и монолог.

19. Грани художественной субъективности (формы присутствия автора в применении). Литература – элита – народ. Народность в литературе.

20. Назначение искусства. Тематика искусства. Искусство как познавательная деятельность.

21. Эстетическое и художественное.

22. Произведение. Цикл. Фрагмент.

23. Концепция смерти автора.

24. Жанры. Понятие жанра.

25. Роман: жанровая сущность.

26. Генезис литературного творчества: значение термина. История изучения генезиса литературного творчества.

27. Литературные общности (художественные системы) XIX–XX вв.

28. Стадиальность литературного развития.

29. Региональная и национальная специфика литературы. Международные литературные связи.

30. Основные понятия и термины теории литературного процесса.

31. Художественное произведение – текст – интертекст – метатекст - гипертекст: интерпретация и соотношение.

32. Теоретическая поэтика: определение и развитие. Мифопоэтика.

33. Принципы композиционного построения (со- и противопоставления, монтаж, временная организация текста, содержательность композиции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: