Беседа» и «Арзамас» как отражение литературной борьбы 1810-х г

Общественно-литературное движение 1800-1830гг.

1800-1830 годы русской лит-ры – золотой век. Это лирическая эпоха, эпоха романтизма. В центре лит-ры – личность. Это нерационалистическая концепция личности, не усреднённая картина мира. Определяющие качества концепции личности: энциклопедизм, универсализм, чувство индивидуальности. В центре всего времени – фигура Пушкина. Пушкин – воплощение меры и гармонии. Также в это время известна деятельность Жуковского, Батюшкова, Вяземского, Давыдова, Языкова, Баратынского, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя.

Эта эпоха называется «литературоцентрической»:

- лит-ра занимает в русской культуре место философии. Она заменила духовную практику;

- этическое, ярко выраженное начало этой лит-ры. Гл. качество – «учительный» пафос (моральный урок писателей), милость к падшим, превышающая идею справедливости;

- личностное начало, как циркуляция лиризма;

- эстетически и художественно заложенная идея гармонии. Поэзия – «школа гармонической точности».

Периодизация:

1 этап – 1800-1810-е годы – период предромантизма. Здесь – эклектичность, эклектичное смешение различных тенденций. переходный, преддекабристский. Особенности – угасание творческих возможностей кл, расцвет и спад сентим.

2этап – 1820-1830-е годы – Это время национального подъема рус. народа, становление романтизма в кач. ведущ. литературного направления. (Жуковский, декабристы, поэты пушкинского круга).

3 этап – 1830-1840-е годы – завершение романтизма. Реалистические тенденции. Начало синтетических явлений в творчестве Гоголя. Борьба народа дала почву для лит-ры. Литературы выступала с нравственной программой поведения ч-ка. Глубокая связь рассматриваемой лит-ры с освободительным движением сказалась прежде всего в неуклонном стремлении к демократизации тематики. Писатели решали проблемы смысла чел. существования, соц. устройства. Идеал – гуманизм, соц. равенство, любовь к людям.Сатирически обличая эксплуататорские классы, передовые русские писатели противопоставляют им положительных героев из непривил. сословий. Подлинный гимн родной земле пропел Гоголь в «Мертвых душах».Писатели уделяли внимание личности, ее самосознанию, духовным исканиям. Стремились решать судьбы родины и народа (Певец во стане рус. войнов- Ж, Мед всадник, Борис Годунов..)

«Беседа любителей русского слова» - общество существовало с 1811 до 1815. это –литературные архаисты. Общество оценивалось негативно. «Беседа» была «интересно» организована – общество было иерархическим (4 разряда). Заседания проходили в поместье Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге, где проходили чтения произведений членов общества. Одни из членов беседы – адмирал Шишков, драматург князь Шаховской, литератор граф Хвостов.

«Арзамас». 1815 – 1817 (1818). Появление кружка было связано с Блудовым, Дашковым, Жуковским. Они попали на пьесу Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды». Они увидели в жалком герое тип Жуковского и объявили войну Шаховскому и всей «Беседе». Арзамас – небольшой нижегородский городок. «Арзамас» - общество безвестных людей. Город Арзамас славился гусями, и на эмблемах общества тоже были изображения гусей. В конце заседаний кружка всегда ели жареного гуся. «Арзамас» - это апокалипсический подход против мерзости. Арзамасцы объявили всех членов «Беседы» покойниками. На заседаниях арзамасцы читали речи, а Жуковский оформлял их в протоколы. Сами арзамасцы называли себя ветхими, а друг другу давали очень странные прозвища: Жуковский – Светлана, Батюшков – Ахилл, Вяземский – Асмодей (бес, искушающий громобоя в балладе Жуковского), В.П.Пушкин (дядя Пушкина, староста Арзамаса) – староста, вот я вас, ватрушка, вот я вас опять. В основном прозвища давались по балладам Жуковского.

Значение Арзамаса:

- в Арзамасе рождается новый тип личности – свободной личности

- вклад Арзамаса в историю русского языка – раскрепощение языка, освобождение от стереотипов («арзамасская галиматья»)

- в Арзамасе складываются новые литературные формы, жанры (малая юмористика – «Певец в беседе любителей русского слова», «Тень Фонвизина», «Дом сумасшедших», «Городок»)

- формирование особой дружеской атмосферы, литературная учёба (стихотворные послания критиковались друг другом)

- споры о путях литературного развития, споры о перспективах лит-го развития (дискуссии о балладе, об идиллии, о гекзаметре, спор о поэме)

- арзамасцы активно участвовали в работе «об истории российского государства» Карамзина

- арзамасское братство переживает формы общества, но продолжает общение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: