Харак-ка лит-ого процесса рубежа веков

1890-е – 1920-е гг.

Имеет двойственный хар-р. С одной стороны это 30-летие явл. периходным периодом, а с др. самост-ым.

В совет. время 1917 г. назыв. как завершающий этот период и нач. совет. лит-ры. Но это м. считать ошибочным. Все-таки завершение этого периода логичнее связывать с нач. 20-х гг.: 1) к нач. 20-х гг. пресекается свобода печатного слова, боле ожесточенной становится цензура, закрываются оппозиционные газеты и журналы; 2) в авг. 1921 г. умирают 2 ярчайших поэта: А.Блок, Н.Гумилев; 3) нач. рус. эмиграции.

В эти годы произошло много событий: рус.-япон. война, рус. революция 1905-1907 гг., мировая война 1914-1918 гг., 2 рус. революции 1917 г. Благодаря этим событиям лит-ра теснейшим образом связана с историей (тема войны, революции, особое отн-е к личности).

Теснейшая связь наблюдается и с философ-ой мыслью. Сознание пис-ля формируется под влиянием разных философ-их идей: 1) влияние философии запада (Ницше, Кант) – старшие символисты; 2) философ. рус. почвы (Соловьев, Бердяев, Сорокин, С.Булгаков) – младосимволисты.

Для пис-лей реалистов важны были идеи Л. Толстого и поздненароднические идеи.

Этот период назыв. пестрым, хаотичным периодом, в к-ом не было однообразия. Было стремление к эксперименту, новаторству, к разнообразию худож. методов и стилей.

На рубеже веков сошлось тв-во пис-лей разных поколений.

1) те, кто пришли из 19 в., продолжавшие работать в 20 в. (Л.Толстой, Короленко – романтик и реалист, Чехов);

2) пис-ли неореалисты (И.Бунин, А.Куприн, Горький – романтик и реалист, Л.Андреев – синтетич-ий метод тв-ва, Вересаев, Б.Зайцев, И.Шмелев);

3) поэзия серебр. века – модернистская поэзия: а) рус. символизм: старшее поколение – декаденты (Мережковский, Гиппиус, К.Бальмонт, В.Брюсов, И.Анненский, Ф.Сологуб) – увлекались темой смерти, создавался особый тип лирич. героя вступившего в конфликт с внешним миром; младосимволисты (А.Блок, А.Белый, В.ИвАнов, С.Соловьев) – с приходом этой группы символизм и получил свое название. б) акмеизм (Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, Г.ИванОв, Г.Адамович, М.Кузмин). в) рус. футуризм – делился на 2 течения: эгофутуризм (И.Северянин, К.Олимпов, Грааль Арельский, И.Игнатьев, Вадим Баян), кубофутуризм (братья Бурлюки, В.Маяковский, А.Крученых, Велимир Хлебников). г) крестьянская группа – неокрестьянские поэты (Н.Клюев, С.Клычков, А.Ширяевиц, П.Радилов, С.Есенин). д) рабочая революционная поэзия (Демьян Бедный, А.Гмырев, Е.Тарасов, Нечаев). е) поэты «вне направлений» (И.Бунин, В.Ходасевич, Максимилиан Волошин, М.Цветаева).

На рубеже веков наблюдается тесная связь не только с историей, но и разными видами иск-в.

В изобразит-ом иск-ве этой поры блистали: Суриков, Врубель, Васнецов, Репин; в музыке и театре: Римский-Корсаков, Рахманинов, Шаляпин, Станиславский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: