Эстетич-ая программа акмеизма. Печатные декларации А-ов (Гумилев, Ахматова и др.). Харак-ка тв-ва 1 из поэтов

Объединение А-тов выдвинуло свою эстетич-ую программу взаимодействия с миром, свое представление о гармонии, которую оно стремилось внести в жизнь. Деят-ть этой группы была откровенно направлена против символизма. Но в рез-тате полемики со старшими поэтами нек-ые А-ты отказались от многих духовных завоеваний своих предшественников, провозгласив себя первооткрывателем «микрокосмоса человеч-ого тела».

Акмеистич-ое течение было малочисленным и просуществовало очень недолго – около 2х лет (1913-1914). «Цех поэтов» объединял большое кол-во участников: 1) просуществовал до 1914 г., глава Гумилев, помощник С.Городецкий, секретарь Ахматова; в него входили: М.Кузмин, Мандельштам; 2) лето 1916 – осень 17 г. Г.ИванОв, Г.Адамович; 3) конец 20 г. Н.Оцур, И.Одоевцева. На собраниях обсуждались насущные вопросы: анализировались стихи, решались проблемы поэтич-ого мастерства, обосновывались методы анализа произ-ий.

Идея нового направления в поэзии была впервые высказана М.Кузминым. Он поделился своими раздумьями о лит-ре в статье «О прекрасной ясности».

Речь шла об оздоровлении нравственной атмосферы, чел-ка, должного найти лад «с собой и с миром». Отрицал только определенную форму самовыражения личности. Внимание было сосредоточено на предпочтительном худож-ом мастерстве: логичности «в замысле, в постройке произ-я, в синтаксисе», экономности в ср-вах и словах.

В январе 1913 г. появились манифесты А-ма. С этого момента и начинается существование определившейся группы. В ее состав вошли: Гумилев, Ахматова, Мандельштам, С.Городецкий. Гумилев и Городецкий выступили с обоснованием нового объединения.

Свою статью Гумилев озаглавил – «Наследие символизма и акмеизм». «Новому направлению» было дано 2 названия: акмеизм и адамизм. Глав. достижением возникшего направления Гумилев считал признание «самоценности каждого явления», вытеснение культа «неведомого». Объяснялось расширение «способов поэтич-ого воздействия» на чит-ля.

Городецкий в статье «Нек-ые течения в совр-ной рус. поэзии» увидел даже катастрофу символизма – в связи с тяготением к «текучести слова», т.е. многозначности, и ставкой на подсознание художника. В А-зме высого оценил сплав объективного «явления с поэтом» и открытие «мгновений, к-ые м.б. вечными».

Единение символистов к моменту акмеистич-их выступлений действительно распалось. Потому, что постижение громадной сложности проблем: человеч-ой души, жизни, мироздания – развело поэтов по разным дорогам, не ослабив м/у тем влечения к глобальным темам.

Программы А-зма выглядели скороспелыми. Но они принадлежали талантливым людям, уже проявившим себя в тв-ве. Их живое, вдохновенное слово воздействовало вне всяких деклараций и позволяло затмить новую тенденцию отечест-ой худож-ой лит-ры.

3 основных пункта из программы А-тов: 1) никакой мистики; 2) точность в соответствии слов предмету изображения; 3) равное в худ-ном смысле отн-ие ко всем моментам жизни.

Говорили о реалистичности окруж. мира. Увлекались отдельными деталями. Считали, что поэтом м. стать любой желающий. Не отказывались от мирового ис-ва: Шекспир, Рабле, Готье. Есть тяготение к фольклор. образам. Разговорная прозаич-ая интонация. Мир предметов, внимания к мелочам.

Конец истории А-ма – 21 г. (расстрел Гумилева).

А.Ахматова (Горенко) вышла в лит-ру сразу – с появлением ее 1ого сборника стихов «Вечер» (1912). Сначала 20х гг. и до конца 30х гг. А. не печатали. В конце 40х гг. снова на ее тв-во был наложен запрет. Март 1914 г. – вышла книга «Четки».

Глав. вехи раннего тв-ва А. 3 книги: «Вечер», «Четки», «Белая стая». В ранней лирике звучит редкостно искрений и сдержанный голос, исповедующийся в тайных переживаниях души.

Принцип Анненского «одухотворенной предметности» развит в стихах А. еще до ее чтения «Кипарисового ларца».

Раннюю лирику, составившую основу «Вечера», вполне м. принять за стихотворный дневник, передавший сложные метемарфозы отн-ий каких-то конкретных возлюбленных. Этот эффект достигается густо рассыпанными по строкам бытовыми деталями: «Меховая муфта»; слышаться отрывки бытовых разговоров; укрупняются переживания, ломают узкие границы конкретного пространства, соединяя быль со сказкой.

А. открыла общезначимую философию чув-в. В эмоционально насыщенных признаниях проявлена мудрость жизни – разные смыслы любви: ядовитой страсти, испытания верности, опустошение ревности, сметри души с потерей возлюбленного. А. более склона к драматич. или даже трагич-им мироощущениям.

Поэзию А. опираясь на ее суждения назыв. женской.

2ая книга А. лирики «Четки» (1914-23 гг.). В «Четках» трагич-ое мироощущение заметно сгущается. В стихах возникает и целостная мрачная атмосфера. В ней есть место некогда светлой и преданной возлюбленной. Но греховность ощущается как захватившая всех стихия.

А. позволила увидеть по существу невидимое, тайное – как обездоленная душа в себе самой находит силы, утоляющие засторелую боль.

Лирич-ая героиня «Четок» обладала внутренне подвижным, диалектичным бытием. Испытание, обостряясь, расширяясь в регистре, как бы накапливали душевную энергию.

К позднему переизданию «Белой стаи» (1940) А. предпослала эпиграф из И,Анненского: «Горю, и ночью дорога светла». Строка дает ясное представление о целостном звучании сборника. Здесь горе ведет к свету мудрости. В стихах «Б. с.» сохранился прежний исход лирич-их медитаций – малые факты повседневности; знаком и облик героини. А книга несет в себе новое мироощущение.

«Б. с.» передает состояние мира, зыбкое, пошлое, трагичное. Перед нами не дневник, не исповедь, а глубокие раздумья, прозрения. Инструментом постижения сущего, одинаково чутким к личному и общему, мысли и переживанию, избрано тв-во. Образ Музы пренимающей разные лики становится «инобытием лирич-ой души» в ее связях с жизнью.

Сборник разделен на 4 части. Все 4 постепено переливаются одна в др., усиливая драматизм психологич-ого напряжения.

В 1ой части звучит мотив, возникший еще в «Четках», горестная утрата воспринимается как источник вдохновения. Выражено поклонение тв-ву – смыслу сущ-ния певучей души.

2ая ч. стихов целиком под страшным знаком: «и голос музы еле слышен». Божественный голос не м. прорваться сквозь плотный заслон. Глубокое сопереживание потрясенному миру нарастает в 3 главе. Печальные картины предвоенной и военной России окрашены темными красками.

В 4ой ч. возвращен забытый аромат любви.

В «Б. с.» увидели пушкинскую традицию. Она проявилась в ряде мотивов: музы, поэта и толпы, светлой печали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: