Концептуальные основания расколов в аналитическом движении (А.Адлер, В. Штекель, К.Г.Юнг, Ш.Ференци). Основные теоретические и клинические новации).
Даты расколов:
1. 1911 году происходит первый раскол. Из-за несогласия ведущей роли сексуальности в развитие человека, уходит Альфред Адлер, с ним уходит 30 сподвижников. Адлер основывает свою школу Индивидуальной психологии.
2. 1912 уходит Штекель. Фрейд, подверг серьезной критике «активную технику» Штекеля равно как и его толкование бессознательных «чувственных влечений». В активном психоанализе Штекеля большую роль играла внезапность; все объяснялось им непосредственно из интуиции. Тем не менее Штекель оставался верен теории Эдипова комплекса в той степени, в какой он признавал значение бессознательных процессов при возникновении неврозов. Он стал основателем краткосрочной психоаналитической терапии.
3. 1914 году, уходит Юнг, также уходит с поста президента НБА. Накопилось огромное количество расхождения во взглядах (либидо, символы, отношение к сексуальности) с Фрейдом, решаю роль, сыграл фактор желания, самореализоваться и получить достойное признание. Организовал свою школу аналитической психологии.
4. Когда в 1912 г. от учения Фрейда отступились его бывшие приверженцы Адлер, Штекель и Юнг, Ференци стал инициатором учрежденного в сентябре 1913 г. закрытого Комитета фрейдовского ортодоксального объединения, в который вместе с ним вошли Эрнст Джонс, Карл Абрахам, Отто Ранк. Комитет «должен состоять из лучших и самых надежных наших людей... задача которых заключается в том, чтобы следить за дальнейшим развитием психоанализа и защищать дело... когда меня здесь не будет», — писал Фрейд Джонсу 1 августа 1912 г. Эту задачу Комитет выполнял, по меньшей мере, на протяжении десяти лет.
На протяжении всей жизни оставался верен Фрейду. Разногласия были лишь в вопросе того как следует относиться к пациенту, так Ференции считал возможным целовать своих пациентов, обнимать их. Что считал недопустимым Фрейд. Ференции имел большой интерес к социальным феноменам, которым Фрейд не предавал особого значения.
Бессознательное | Абсолютизация, материализация. Считал самостоятельной частью личности, находящейся в отношениях с сознанием. | Лишь часть сознания, неподвластная пониманию, невыразимая, подчинены одной цели и охвачены единым жизненным стилем. |
ичность | Делит на части (Соз.,бес.соз и пред.соз, ид, эго, суперэго) | Личность не делима, целостна, все ее составляющие служат всей личности. |
Психоанализ | Отвечает на вопрос, откуда ты и дает причины, почему ты здесь | Куда ты идешь, акцент на целях |
Ответственность за социализацию ребенка | лежит на отце и ключевым здесь является прохождение эдипова периода | Социализирует мать, 3 задачи: 1 развить интерес к себе, 2 развить привязанность и любовь, 3 развить возможность сотрудничества, 4 помочь перенести на эти качества на других людей. |
Проблема развития рбенка | Реконструкция детства взрослых пациентов, не было непосредственного наблюдения детей. | Адлер исследует детей в школах, в семьях, в клиниках, кот.он открыл. |
жущая сила развития | Либидо (сексуальность) | Стремление к превосходству и соц.инетерес. |
Невроз | Имеет сексуальную тиологию | Результат неудачи в обучении и искаженных восприятий |
Относительно женщин | Считал, что женщины чувствуют свою неполноценность из-за зависти к пенису. | Чувствуют свою неполноценность из-за того, что они недостаточно оценены в культурной среде. |
Невроз | Плата за цивилизацию | Плата за недостаток цивилизации |
Фрейд | Юнг | |
Структура психики | Делит на части (Соз.,бес.соз и пред.соз, ид, эго, суперэго). | Эго как центр сознания, сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. |
Коллективное бессознательное | отрицал | Некий сходный для всех людей прообраз типических реакций |
Типы личности | Не выделял типы | Выделял (мыслительный, чувствующий, ощущающий или интуитивный тип личности, в зависимости от ведущей функции восприятия, направленность функции во вне – экстраверсия, во внутрь – интроверсия. В соответствии с этим можно выделить 16 типов личности. |
Либидо | Сексуальная энергия | Психическая энергия. |
Методах психоаналитической работы | Кушетка, отстраненность аналитика, инициатива на стороне анализанта. Метод:свободных ассоциаций | Кресло, соучастие аналитика Методы: словесно-ассоциативный тест, толкование сновидений и метод активного воображения. |
Перенос | Психоанализ – лечение переносом | Психоанализ – лечение переноса |
Сновидения | Бессознательное удовлетворение вытесненных желаний. Метод толкования – свободные ассоциации. | Проживание бессознательных сценариев поведения личности. Метод свободных ассоциаций и раскрытие архетипов коллективного бессознательного. |