Социальная структура русского общества в XIV—XV вв

Куликовская битва. Ее историческое значение.

Д. Донской и выдвижение Москвы как организатора борьбы за свержение монголо-татарского ига.

Со второй половины XIV в. проявились признаки начавшегося феодального дробления и общего ослабления Золотой Орды, выделение внутри ее самостоятельных и полусамостоятельных «орд». Начавшийся распад Орды был временно приостановлен пришедшим в конце 70-х годов к власти темником Мамаем. В 70-х годах Дмитрий Иванович оказывает помощь нижегородскому и рязанскому князьям в отражении вторжений ордынцев. В 1378 г; на реке Воже в Рязанской земле московские войска наголову разгромили сильное ордынское войско мурзы Бегича, посланного Мамаем в грабительский поход. С соединением «великого княжения Владимирского» с Московским княжеством Москва центр территориального и национального формирования.

Мамай получил в союзники враждебных Москве литовского великого князя Ягайла Ольгердовича и рязанского князя Олега, но оба на битву не явились. Уклонились от борьбы с Мамаем враждебные Москве тверской, нижегородский и рязанский князья да правившие Великим Новгородом бояре. 8 сентября 1380 года Куликовская битва. 100-120 тыс. чел. Разгром основных ордынских сил, приведенных Мамаем на Куликово поле, привел к ускорению процесса ее феодального распада и общего ослабления Золотой Орды. Куликовская битва укрепила значение Москвы как национального и политического центра объединения русских земель в единое государство, как единственной силы, способной организовать борьбу русских земель за свержение ига.

Верховными собственниками «черных» земель, заселенных феодально зависимыми от государства крестьянами-общинниками, и вотчинных земель светских и духовных феодалов считались князья. Верховная собственность князя на всю территорию его «отчины» — княжества не лишала вассалов права свободного распоряжения своими вотчинами. Особенно быстро росло церковное земледелие. Исчезновению терминов: люди, смерды, изгои, закупы и появление к концу XIV в. нового термина — крестьяне. Две категории: крестьяне-общинники, жившие на государственных «черных» землях и феодально зависимых от государства, и крестьяне владельческие, ведшие свое хозяйство на надельной земле в системе феодальной вотчины (княжеской, боярской, монастырской, поместной) и лично зависимые (в разной степени) от феодалов. В XIV—XV вв. в источниках появляется ряд новых терминов — «старожильцы», «люди пришлые», «люди окупленные», «серебряники», «половники» и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: