double arrow

Русская живопись второй четверти 20 века


СомовКонстантин Андреевич был в объединении профессиональным художником, так как учился в АХ, затем в Париже. Это художник элегического мироощущения с пристрастием к пасторальным мотивам. Одновременно с этим он очень ироничен, порой саркастичен и насмешлив. Его мир – это маркизы, кокетки, Арлекины и Пьеро, очаровательные любовные сценки, смесь игры и ретроспективности («Арлекин и дама»). Сомов силён в портретах, в которых он в полной мере проявил свою прекрасную подготовленность и чувство современности («Дама в голубом», «Портрет А. А. Блока»).

Большая заслуга всех мирискусников в том, что они обогатили русское искусство своего времени новым художественным видением, новыми сюжетами и оригинальными композициями своих работ. Они подняли значение журнальной и книжной графики на небывалую высоту и пропагандировали элитарность искусства вообще, показывая пример широкой эрудированности и высокого уровня внутренней культуры.

Борисов-МусатовВиктор Эльпидифорович – русский художник конца XIX-начала XX века, живописец элегического стиля, символист. Родился в Саратове. Учился в МУЖВЗ, затем в АХ. По своим творческим устремлениям оказался близок французским символистам периода модерна, поэтому предпринял поездку в Париж для продолжения обучения там. Борисов–Мусатов входил в художественное объединение «Голубая роза», в котором кроме него были: Кузнецов, Сапунов, Сарьян, Судейкин и др. Эта группа являлась оппозицией Санкт-петербургским мирискусникам, хотя их символизм органичен времени и максимально близок эстетике модерна. Художники «Голубой розы» по своей природе декораторы, мистики, театралы. Выставки их произведений всегда проходили по строгому сценарию, в котором были задействованы поэты-символисты, читающие свои стихи, звучала музыка Скрябина, залы поражали изысканным убранством с живыми цветами, да и сами картины напоминали панно-гобелены, производящие впечатление неких сакральных молитвенных знаков. В творчестве Борисова-Мусатова ретроспективные настроения этого объединения выразились наиболее полно. Его настроения и образы – это трогательная нежность и щемящая грусть, ностальгия по уходящему дворянскому быту, по романтике старинных русских усадеб с мезонинами и деревянными колоннами, с заброшенными парками и заросшими прудами, это женщины в пышных платьях, как таинственные призраки, невысказанные любовные признания, угасающие надежды. Неповторимость мироощущения Борисова-Мусатова, своеобразие эмоционально-эстетического восприятия реальности, постоянное ощущение одиночества и печали, идущее от его работ, во многом связаны с его болезнью, развившейся с детства в результате травмы позвоночника, что привело к появлению горба и полностью подорвало его здоровье. Прожил Борисов-Мусатов тридцать пять лет. Стиль Борисова-Мусатова очень индивидуален и оригинален, поэтому его произведения всегда легко узнаются. Глубоко личные настроения этот удивительный художник воплотил в своеобразную живописную форму, стилизованную под старинный гобелен. Как истинный живописец, мыслил красочными пятнами, ритмами живописной фактуры, ощущал гибкую пластику линии. Его палитра тяготеет к изысканным сочетаниям приглушённого зелёного, голубого, сиреневого. «Автопортрет с сестрой», «Водоём», «Изумрудное ожерелье», «Весна», «Осенний мотив», «Призраки», «Дама в голубом».




СарьянМартирос Сергеевич– армянский живописец XX века. Учился в МУЖВЗ у Серова и Коровина. В короткий период существования объединения «Голубая роза» (с 1907 по 1910) был его членом, разделяя с голуборозовцами увлечение декоративизмом Востока. Сарьян много путешествовал по Турции, Египту, Ирану, находя в культуре и обычаях этих стран то, что его привлекало, что манило жаркой красочностью, солнцем, светом. Все эти качества станут основными характеристиками яркого национального стиля Сарьяна, отличавшегося обобщённостью формы и декоративностью. Он жил в Ереване, красота армянских нагорий, пастбищ, речных долин неизменно притягивала художника, давая ему возможность реализации своих творческих импульсов. Он писал пейзажи, натюрморты, портреты. В своей палитре Сарьян тяготел к ярким сочетаниям чистого открытого синего с жёлтым, достигая при этом удивительной гармонии колорита. Его пейзажам свойственна какая-то замедленность действия, в чём видится особая мудрость отношения к природе («Улица. Полдень. Константинополь», «Финиковая пальма», «Долина Арарата», «Гора Абул и проходящие верблюды»).Очень много у Сарьяна поразительно красивых, декоративных по своей сути натюрмортов с неизменным участием полевых цветов, с частым включением в композицию изображения масок, какие он видел в странах Востока. В натюрмортах он иногда очень лаконичен, просто минимален, но, тем не менее, достаточно убедителен, но чаще очень щедр на краски и формы («Цветы с Чамлыча»). Модели портретов Сарьяна – это представители творческой интеллигенции, его земляки или люди, близкие ему по духу. В портретах он прибегает к тем же декоративным приёмам, что и в натюрмортах («Автопортрет «Три возраста», «Портрет поэта Егише Чаренца»).



В первые два десятилетия после Великой Отечественной войны страна переживала трудные годы восстановления, осознания победы, происходило формирование новых взглядов на свою историю. Большие надежды всего народа и творческой интеллигенции возлагались на время, получившее название «оттепель», после вышедшего романа Ильи Эренбурга «Оттепель». Это было время хрущёвских реформ и развенчания культа личности Сталина. Но пафос преобразования и нетерпение ожидания перемен обернулись вскоре тяжёлыми разочарованиями. Именно горечью разочарований и крушения надежд пронизано искусство этой поры. Но эти переживания, касающиеся всего народа, и в большей степени, самой восприимчивой части народа – творческой интеллигенции – не позволили упасть духом, поддаться этим настроениям. Образный строй многих произведений искусства как раз говорил об обратном, о готовности строить новую жизнь, прийти к новым открытиям, новым идеалам. Но чувствовалось, что для этого нового понимания людям, пережившим коллективизацию, индустриализацию, культ личности, войну необходимо вновь найти в себе силы, даже героизм, что бы пережить новые трудности. Все эти умонастроения отразились в поэзии, прозе, изобразительном искусстве того времени. Возникает интерес к будням, к скудной жизни большей части населения страны, потребность романтизации характеров современников и их повседневного труда, потребность выразить оставшуюся в тени тему народного горя, разрушенных судеб. Появляются произведения искусства, широко использующие форму рассказа о людях и событиях, но новые по тематическому репертуару и по подходу к пластической выразительности. Направление было названо «суровым стилем» - термин, являющийся в большей мере крылатым выражением, метафорой, нежели научным определением.

В творчестве Гелия МихайловичаКоржева суровый стиль проявился ярче и значительнее, чем у других его современников. Он окончил институт им. В.И.Сурикова в Москве, по направленности творчества был и остаётся убеждённым реалистом. Триптих «Коммунисты» - его первое значительное произведение, поднимающее тему войны, революции. Центральная часть триптиха – «Поднимающий знамя» - символ решимости, воли к победе человека, встающего на врага со знаменем в руках. Правая часть – «Интернационал» - посвящён также героизму красноармейцев. «Гомер» - решимость другого порядка, желание трудом и настойчивостью познать тайны творчества и стать художником. Вместе с ощущением героизма, трудности победы зрителю передаётся тот внутренний романтизм, который всегда наполнял волю и сердца людей, стремящихся к победе. Живопись Коржева, пластически мощная, убедительная и эмоционально насыщенная, отличается рваной фактурой, некоторой общей грубостью письма, но эти качества отвечают требованию героизации народных характеров. Тема войны в творчестве Коржева – самая сильная и представлена очень широко. В работах серии «Опалённые огнём войны» Коржев обращается к общим ценностям человеческой жизни. Без лишних эффектов, просто, сурово, лаконично Коржев говорит о войне, о чувствах и переживаниях людей («Заслон», «Прощание»). «Мать»- одно из самых психологически глубоких произведений Коржева. Всегда в произведениях Коржева зритель угадывает тот внутренний пласт, глубокий смысл, который заставляет размышлять и который никого не оставляет равнодушным.тЭто правда о войне, не о полководцах, а о солдатах и выбитых из норм мирной жизни людях, не о фанфарах победы, а о её цене.

Таир Салахов (род. в 1928) также является выпускником Суриковского института. В его творчестве суровый стиль проявился не менее выразительно, чем у Коржева, но совсем иными пластическими средствами. Героические характеры, к которым обращался Салахов, буквально тянули за собой укрупнение форматов, упрощённую линию рисунка, столкновение локальных цветов, активную ораторскую интонацию, прямолинейность и обобщённость, приближающую произведения искусства к плакатному творчеству. «Героизированный бытовой жанр» - так можно назвать произведения Салахова на тему быта простых рабочих, тружеников, женщин, своим ежедневным нелёгким трудом поднимающих русскую землю из послевоенных руин («Нефтяник», «Ремонтники», «Женщины Апшерона»).В этих произведениях значимым становится характерный для сурового стиля так называемый «мотив предстояния» - психологически точная передача состояния людей, глубоко переживающих момент и понимание торжественности, важности этого момента. Салахов – тот художник, в творчестве которого суровый стиль наиболее полно выразился в портретах. Это портреты творческой интеллигенции, озабоченной судьбами России, размышляющих над особенностями русской истории («Портрет композитора Кара Караева», «Портрет композитора Дмитрия Шостаковича»).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: