Собор Святого Петра в Риме

Стиль барокко – это стиль 17 века, который зародился именно в Италии, поскольку это был стиль кардиналов и пап, вообще католической церкви, утверждающей своё влияние на умы верующих посредством художественного воздействия. Слово «барокко» означает «вычурный, причудливый» и является выражением наиболее декоративного подхода к решению композиций в архитектуре, скульптуре, живописи. Для архитектуры итальянского барокко характерно: сложные объёмно-пространственные решения, основанные на криволинейных очертаниях планов (излюбленной формой становится овал); преобладание декоративного начала над тектоническим, поскольку достижение динамичности, пластичности композиции ставится во главу угла (разорванные фронтоны, раскреповки антаблементов, тяг, пучки колонн или пилястр, явный перебор по части скульптурного декора); несоответствие между формами фасада и интерьера, основанное часто на умышленном стремлении вызвать эффект неожиданности при входе в пределы здания; в решениях интерьеров дворцовых залов и церквей архитектура теснейшим образом переплетается со скульптурой и живописью – плафоны расписываются аллегорическими композициями, в которых лепка соперничает с живописью под лепку, вводиться позолота, резные рамы, бронза, разноцветный мрамор. Подобными приёмами повышалось эмоциональное звучание архитектуры, усиливалось значение её образного строя.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Созданное им в области зодчества, относится по времени создания и к Высокому и к Позднему Ренессансу. Но по стилю эти проекты нужно рассматривать как явления Позднего Ренессанса. Все его архитектурные проекты отличаются новизной построения композиции, усложнённым языком пластики всех без исключения архитектурных элементов, «скульптурностью» архитектурного пространства, что неудивительно, потому что главное дарование Микеланджело выразилось, прежде всего, именно в скульптуре. Его архитектурные приёмы: раскрепованные антаблементы и фронтоны, пучки пилястр, глухие окна, другие атектоничные элементы. Всё это позволяет называть Микеланджело то «последним архитектором Ренессанса, то первым архитектором барокко».

План собора Св. Петра в Риме (центрический, с диагонально расположенным квадратом и папертью перед собором; именно по этому плану собор строился до конца XVI века).

Купол собора Св. Петра в Риме (правда, после смерти Микеланджело другой архитектор несколько повысил стрелу подъёма купола, но в целом решение купола осталось в соответствии с замыслом Микеланджело).

Архитектором раннего итальянского барокко был Карло Мадерна, спроектировавший монументальный фасад собора Св. Петра в Риме. В формах этого грандиозного фасада выразилось величие всей католической церкви. Ведущим архитектором высокого барокко в Италии был Лоренцо Бернини, известный и как скульптор. Бернини, будучи главным архитектором собора Св. Петра, спроектировал площадь перед собором. Трапециевидная площадь, примыкающая к ступеням собора, переходит в овальную, ограниченную двойной колоннадой из парных дорических колонн. В самом соборе Бернини оформлял интерьер и создал уникальное архитектурно-скульптурное произведение – знаменитый бронзовый на витых колоннах киворий над могилой апостола Петра, находящийся в центре собора (высота кивория – 30 метров).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: