Основные понятия.
План.
Культура России в начале XX в.
I. Народное образование.
1.Грамотность населения.
2. Высшее образование.
3. Общественные учебные заведения.
4. Министр Л.А.Кассо.
5. Рождение массовой книги.
II. «Революция в естествознании» и русская наука.
1. «Революция в естествознании».
2. Первые русские лауреаты Нобелевской премии.
3. Распространение марксизма.
4. Русский религиозный ренессанс.
5. Борьба материализма с идеализмом.
6. Успехи прикладных наук.
III. «Серебряный век» русской литературы.
1. Реалистическая проза.
2. Расцвет поэзии.
3. Символизм.
4. Футуризм.
IV. Реализм и модернизм в искусстве.
1. Реалисты и романтики.
2. Исторический и бытовой жанр.
3. «Мир искусства».
4. Архитектура «модерна».
5. Традиции классической музыки.
6. Новые созвучия.
7. Рождение массовой культуры.
Имена деятелей культуры.
Л.Н.Андреев, А.А.Ахматова, А.Н.Бенуа, А.А.Блок, В.Я.Брюсов, A.M. и В.М. Васнецовы, В.И.Вернадский, М.А.Врубель, A.M. Горький, Н.С. Гумилев, СП. Дягилев, С.А.Есенин, Н.Е.Жуковский, А.Н.Крылов, В.В.Маяковский, И.И.Мечников, И.П.Павлов, С.С.Прокофьев, Я.А.Протазанов, И.Е.Репин, Н.К.Рерих, Н.А.Римский-Корсаков, В.А.Серов, И.Ф.Стравинский, И.Д.Сытин, С.А.Чаплыгин, Ф.О.Шехтель.
|
|
Акмеизм, богоискательство, богостроительство, идеализм, массовая культура, материализм, народный дом, народный университет, проект реформы русской орфографии, «революция в естествознании», символизм, стиль «модерн», футуризм.
Грамотность населения. В конце XIX в., по данным переписи 1897 г., -грамотные в России составляли 24% населения. Среди промышленных рабочих-мужчин грамотных было 60%, среди русских крестьян — 30%. Особенно отставали в отношении образования женщины, деревня, народы Севера, Кавказа и Средней Азии. Насчитывалось свыше 50 народов, не имевших своей письменности. В 1907 г., в обстановке революции Министерство народного просвещения внесло во II Государственную Думу законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Принятым в 1908 г. законом предусматривалось постепенное, в течение 20 лет введение начального образования всех детей от 8 до 12 лет. Бюджет Министерства народного просвещения был увеличен в 3 раза, было открыто 50 тыс. новых школ. Но и в 1914 г. лишь половина детей школьного возраста посещала школу.
Для облегчения обучения Академия наук подготовила проект реформы русской орфографии: устранение устаревших букв «ять», «фита», ижица», твердого знака в конце слова, замена архаичных окончаний прилагательных «-аго», «-яго» на «-его», «-ого». Однако это встретило категорические возражения консерваторов и было реализовано лишь после революции, в начале 1918 г.