double arrow

Русь со столицей на Днепре

1.1.

Раздел 1. История России в условиях Древнего мира.

В середине I тысячелетия до н.э. обширные степные пространства от Северного Причерноморья и Предкавказья до Средней Азии, Казахстана и Южной Сибири были населены близкородственными племенами иранских кочевников. Древнеперсидские источники обозначают их как саков. В европейской традиции от Геродота они прозываются скифами. В узком смысле скифов взывают в Прикавказьи и Причерноморьи. По историко-географической исходности скифские народности причисляются к северным иранцами. При этом их отличают от южных иранцев с Иранского нагорья и Средней Азии.

В Европе сведения о скифах формировались по сочинениям Геродота из Галикарнаса. В пятом веке до нового евролетоисчисления под его именем вышла «История», где уделялось место и пропитанцам Скифского государство-образования. Самоназвание скифов до сих пор дискутируется. По одной из распространённых версий народ Северного Ирана (Скифии) называл себя «лучниками» (др. иран. Skula-ta). При этом считается, что «лучники» были то ли обладетелями луков, то ли считали себя «лучиками Солнца». Простирались ираноязычные страны от Босфора (Мидия) до Сибири и включали Персию… Хорезм, Бактрию, Маргиану, Парфию и другие государства. Все они, как правило, были выходцами из общей древней индоиранской цивилизации, сохранившей язык и культуру с бронозового века.

 
 


Скифский мир был связующим звеном между Западом и Востоком, между цивилизациями Средиземноморья и народами Востока Евразии (Китаем). Скифская культура впитала черты всего спектра мировой цивилизации.

При этом ключевым отличием Скифии от поразившей к началу нового летоисчисления в Европе мировую цивилизацию римской идеи всемирного господства стало сохранение интернационализма. Существенную роль в этом как представляется, сыграли связи с культурой Перфянского царства.

 
 


Сопоставление источников показывает, что Скифская история Причерноморья охватывает всего около 500 лет: с 700-х до 300-х годов предвестия Христова. Его правопреемником по территориям к Востоку стало Великое Сарматство. В Крыму же и будущей Новороссии (до Ольвии) – Боспоррское царство.

Прервалось всё в Причерноморье с приходом гуннов и геров, доведших ситуацию до Великого переселения народов. В центральной же части будущей России всё развивалось более мирно и продуктивно. Расселение угро-финских родов, племён и народностей в лесотундровой зоне дало свои плоды.

От Поволжья до Урала и от Урала до Скандинавии пролегли новые торговые пути и сформировалась особая северная культура, породившая в соединении с остатками критско-греческой культуры феномен русскости в его первоначальном аполлоно-олимпийском, а затем и тотемном духовном виде.

Важнейшим событием в этом контексте стал синтез серединной древней индоиранской культуры Скифии с культурной волной из её западных пределов Мидии к 5 веку до н.э. не только оформившейся, но и сконцентрировавшейся на северных берегах Понта Эвксинский. Произошло это на новом, по отношению к Криту, перекрёстке цивилизаций в Крыму. Известный здесь Неаполь скифский.

В предисловии Петра Великого к Уставу Морскому 1720 года много говориться о Боспорском царстве, вполне обоснованно претендующим на право преемственности от Скифии.

 
 


В 6 веке до н.э. на территории Синдикии, греки стали строить торговые поселения. И уже в 4 веке до н.э. поселение в районе современной Анапы вошло в состав Боспорского царства и стало называться Георгиппия, по имени правившего в то время Георгиппа. Город занимал 40 гектаров земли с постройками, среди них были монументальные здания, святилище богине плодородия Деметры, жилые дома до 100 кв.м. с множеством комнат и внутренним двориком.

Ухудшение в отношениях скифов и Боспорским царством началось с 310 года до н.э. Боспорское царство прекратило все союзнические отношения со Скифией. С этого времени в Боспорском царстве появляются «иранские» сарматские имена, появляется лексика из сарматских наречий.

Со второй половины III века до н. э., характер захоронений на территории Боспорского царства меняется, появляются надгробья с сарматскими именами. Многие имена из Пантикапея, Фанагории, Горгиппии, относящиеся к III-II вв. до н. э. имеют сарматское происхождение.

Геродот сообщает о кочевниках, степняках, «не имеющие ни пашен, ни городов, ни поселений». Пытаясь определить язык, на котором говорят степные кочевники, Геродот отмечает, что их язык отличается от скифского, а сарматский язык, Геродот называл «испорченным скифским».

 
 


Связь всех этих языков между собой и, главное, с санскритом делает возможность существования единого государственного образования в пределах от Причерноморья до Сибири ещё более вероятной.


В Иоакимовой летописи, сохранённой В. Н. Татищевым, указывается происхождение русов от родных братьев: Словена и Скифа. «Словен иде к полуночи и град великий созда, а Скиф остался жить на прежнем месте, у Понта и Меотиса». Предками русских у Татищева прямо названы скифы. Ещё в 17 веке в Европе знали, что в Великой Тартарии разговаривали на скифском. В частности об этом писал Николас Сансон в «Атласе Азии», изданном в 1653 г. «И от того времени по имяном князей своих и градов их начахуся звати людие сии словяне и руси» (Сказание о Словене и Русе и граде Словенске из Хронографа 1679 г.) Так люди князя Руса, Словена, Скифа, Сармата и т.д. назывались, соответственно, русами, словенами, скифами, сарматами.

       
   


https://www.peshera.org/khrono/khrono-08.html

История Скифии во многом поясняет органическое единство народов России. Это связано с тем, что среди подданных Скифии были распространены практически все ветви мировой цивилизации: преверженцы лесоводоходной цивилизации, кочевники-скотоводы, оседлые землепашцы.

Объединительная функция Скифии особенно ярко проявляется в том, что уже в эпоху Древнего мира будущая Россия объединяла племена, народности, этносы от Чёрвноморья до Сибири. Этот факт многократно свидетельствуется с Древних времён до Средневековья.

 
 


Скифское царство делилось на три части во главе с тремя царями, один из которых был верховным. Подвластная каждому из царей территория состояла из округов, возглавляемых окружными правителями. В этом смысле территориально-политическое устройство Скифии воспроизводит общую для индоиранцев троичную социальную схему, в основе которой лежали мифологические представления о Мире.

Европейская Скифия достигла зенита своей силы в IV в. до н.э., когда Атей Великий создал крепкую державу, лишив власти других царей. Столицей Скифии в ту эпоху был ремесленный и торговый город на Днепре, его остатки археологи называют Каменским городищем.

Атей погиб в 339 г. в неудачной войне с македонским царем Филиппом. Скифское царство, существовавшее еще полтора века, не сумело вернуть прежнего могущества и пало под натиском сарматов.

Для понимания истории России в раннее Средневековье, как представляется, важно видеть, что главным полем исторического развития мировой цивилизации являлся арабский мир.

       
   


Именно эта сила, как показывает анализ, на протяжении ряда веков противостояла Римской экспансии на восток и сдерживало мировое господство двучастной Римской империи в лице Византийской империи и Франкского государства.

Прогрессивным итогом этого трёхвекового противостояния стало в частности утверждение индийской цифрологии, содержащей «0» как значимое число. Отсутствие в римской цифристике «0» определялось утверждением, что 0 – это ничто. В то же время у арабов, разнесших по миру индийскую «цифирь», 0 –это было Нечто.

В истории нашей страны этот парадокс был разрешён только с Указом Петра Алексеевича Романова от 20 ноября 1699 года. В нём он отчасти указывал, что 1700-й год будет первым годом нового столетия. В связи с этим в России и ныне век начинается на год раньше, чем в Европе.

В самой Европе к началу периода Средневековья (с 6 века) наиболее динамичное развитие получила славянская культура.

       
   


Колонизация славянами Русской равнины в 7-8 веках совпала со становлением на Севере Русского княжества. На картах ХХ века по истории России этот процесс отражался на фоне «несформировавшегося» союза племён этносов карелы, веси, чуди, югры, перми, мери и т.д. (см. рис.).

       
   


При этом было вполне очевидно, что основания для таких умозаключений у историков было не так много. Вместе с тем, на основе евроцентризма и доминирования славянского суперэтноса, историки считали, что именно эти племена сформировали средневековую русскую культуру.

Однако с позиций более системной и комплексной концепции поликультурной динамики истории ХХI века становится вполне очевидным, что наряду со славянской колонизацией средне-русской равнины, существовал достаточно взаимосвязанный мир Русского Севера, сохранявшего арабские торговые пути.

       
   


При этом важно отметить, что вплоть до высокого Средневековья (10-12 веков) Русский Север и Поволжье оставались землями, свободными от действия центростремительных сил Священной Римской и Византийской империй, сохраняя своё Зенитное, в исходе индоиранское, но в развитии вполне автономное цивилизационное образование.

             
 
     
 
     
 
 
 

         
 
 
   
 


https://sunapse.ru/rushistory/Books/box_files/Map/18_map_max.jpg

       
   


Труды В. Н. Татищева, В. Н. Паранина и других исследователей позволяют видеть этот момент истории несколько иначе (рис.).

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: