Гиппократ Платон Аристотель

Пятый период. Угроза экологического кризиса и утверждение биоцентрической концепции в экологии.

Четвертый период. Формирование системной концепции экологии.

Начало XX столетия. Период характерен открытием В.И.Вернадского огромного обратного влияния «живого вещества» на «костную» природу и формирование «биокостных природных тел». Их неразделимость и взаимную необходимости развития.

Введение А.Тенсли понятия экосистема, как неразделимых, целостных природных систем живых организмов и окружающей среды. Появление направлений аутэкологии, синекологии и популяционной экологии. Формирование в экологии системной концепции.

Современный период экологии, начиная со второй половины XX столетия. Осознана роль человека как части природы и зависимость его от ресурсов планеты и природных процессов. Человек становится предметом экологии. Рост интереса к общим экологическим проблемам. Развивается системный анализ природных процессов с привлечением накопленных знаний науки и техники. Экология становится мощной интегрированной наукой соединяющую между собой естественные, технические и общественные дисциплины, исследует общие закономерности справедливые для природы и общества.

Первый период экологии

Зарождение основ экологических знаний, которые отражаются в древних письменных источниках египетских, китайских, индийских и европейских ученых античного мира и средних веков.

Парацельс Авиценна Гай секунда Плиний

Труды Гиппократа (460-377гг. до н.э.) говорили о влиянии факторов сред на здоровье человека.

Платон с горечью писал о результатах неумелого земледелия: «Вода не исчезала, как теперь безвозвратно, скатываясь в море по оголенной земле. А то, что сохранилось, если сравнить с тем, что существовало раньше, походит на истощенное тело больного человека. Все плодородные и мягкие земли растратилось и исчезли, оставив лишь остов суши».

Так Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) описал поведение свыше 500 видов животных. О зимней спячке рыб, о перелетах птиц, паразитизме кукушки и пр.(«История животных», «Метафизика», «Физика», «О небе» и т.п.)

Ученик Аристотеля, «отец ботаники» Теофраст Эрезийский (374 -287 гг. до н.э.) изучает и фиксирует подробные сведения о своеобразии растений.

В средние века движение вперед наук было приостановлено религиозным догматизмом. Античный период отделает от новой истории тысячелетие библейских догм, сковавших развитие естествознания.

Тем не менее невозможно не упомянуть античный труд в 57 томах «Естественная история» представляющий собой подробное исследование и описание животного и растительного мира италии Гая Секунда Плиния (старшего)(23- 78 г. н.э.)

Заслуживает особое внимание его афоризм: «Стыдно признаться, но ведь из всех живых существ лишь один человек не знает, что для него полезно».

Легендарный врач Авиценна (980-1037 г.н.э.) его «канон врачебной науки» - развитие влияния Платона, Аристотеля и Гиппократа. В этом его труде имеются разделы о влиянии на здоровье окружающего воздуха. Климатических условий, места жительства и времени года.

Парацельс (1493-1541 г.н.э.) – великий немецкий врач и химик. Его учение о природных факторах – основа открытых впоследствии законов лимитирующих факторов и толерантности.

Однако большая часть знаний античного мира была утрачена при разрушении знаменитой Александрийской библиотеки Ю.Цезарем в 48 г.до н.э., остатки которой сожгли арабы в 642 году н.э.

В средние века под влиянием схоластов и богословов, интерес к изучению природы ослабевает. Зато в эпоху возрождения, в связи с новыми географическими открытиями и колонизацией, появились новые основания для систематизации из-за возросшего количества новых неведомых ранее растений и животных.

Второй период развития экологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: