Тема 6. Планирование, организационные основы и методика налогового контроля
1. Структура органов ГНС и их права. Виды и планирование налоговых проверок.
2. Налоговая милиция.
ГНС имеет трехуровневую организационную структуру, которая включает Государственную налоговую администрацию Украины, налоговые администрации в областях и городах.
Должностные лица ГНС имеют право:
1.проводить проверки по соблюдению налогового законодательства субъектами предпринимательской деятельности, использования РКА, проверять наличие свидетельства о госрегистрации, вызывать граждан, должностных лиц для дачи пояснений об источниках доходов, расчета налогов, сборов; письменно приглашать предпринимателей для проверки правильности расчета и оплаты налогов;
2.получать бесплатно от предпринимателей, НБУ, коммерческих банков копии документов о финансово-хозяйственной деятельности, о полученных доходах и расходах, информацию о расчете и оплате налогов и сборов, входить в компьютерную сеть для определения объекта налогообложения, т.д.;
3.осуществлять проверку любых помещений предприятия, если они используются для получения доходов;
4.требовать от должностных лиц устранения выявленных нарушений налогового законодательства;
5.приостанавливать операции по счетам в банках, кроме оплаты налогов и сборов в случаях:
¨ отказа в проведении документальной проверки или не допуске должностных лиц на предприятие;
¨ не предоставление бухгалтерской и другой документации, связанной с оплатой налогов;
¨ не предъявление свидетельства о госрегистрации, лицензий, патентов и т.п.;
¨ нарушение порядка регистрации в органах ГНС.
6.требовать проведения инвентаризации;
7.изымать документа;
8.применять финансовые санкции;
9.материально и морально поощрять граждан, которые помогают в борьбе с нарушением налогового законодательства.
Налоговые проверки могут быть выездными и встречными. Выездная налоговая про-
верка проводится по месту нахождения плательщика налогов. Встречная – это проверка, которая проводится органами налоговой службы на основании письменного обращения к другим налоговым органам.
Выездные проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые проверки проводятся комплексно 1 раз в год по письменному разрешению руководителя налоговой службы. Субъект предпринимательской деятельности письменно должен быть оповещен о дате проверки не позже 10 дней до ее начала. Во время плановой проверки в первую очередь проверяют:
¨ полноту отражения в налоговой отчетности результатов внешнеэкономической деятельности;
¨ правомерность использования налоговых льгот;
¨ правильность отражения НДС по налоговым векселям;
¨ полнота и правильность определения налоговых обязательств плательщиками налогов, которые были погашены взаимозачетом.
Последовательность плановой проверки отчетности по НДС:
¨ проверяются субъекты, в декларациях которых разница между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом имеет отрицательное значение;
¨ плательщики показали нулевое сальдо по НДС.
Внеплановая проверка проводится в случаях:
¨ установления фактов нарушения норм законодательства в результате проведения встречной проверки;
¨ не предоставления в установленный срок документов обязательной отчетности;
¨ подачи предпринимателем жалобы о нарушении законодательства налоговыми органами во время проверки;
¨ не предоставлении пояснений и их документальных подтверждений при письменном заявлении налоговой в течение 3 дней после его получения;
¨ реорганизация предприятия.
Налоговые органы могут проводить также повторные, оперативные, а также проверки по просьбе субъектов предпринимательской деятельности.
Санкция – это способ принудительного влияния, который применяется к нарушителям порядка осуществления хозяйственно-финансовой деятельности при наличии вины.
Вина имеет две формы – умышленная и неумышленная. При наличии умышленного нарушения применение финансовых санкций обязательно. Порядок применения и взыскания регламентируется ЗУ «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.00г. № 2181.
Если хозяйствующий субъект получил от государственного органа акт или указания, которые не соответствуют компетенции этого органа или требованиям законодательства, он имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре этого решения. Жалоба подается в письменной форме в течение 10 календарных дней и может сопровождаться документами, расчетами и доказательствами. Контролирующий орган обязан принять мотивированное решение в течение 20 календарных дней со дня получения жалобы и сообщить о нем по почте с уведомлением налогоплательщику или предоставить под расписку.
В случае, когда направляется решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы, налогоплательщик имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения ответа, с повторной жалобой в контролирующий орган выс-
шего уровня. И так далее по восходящей с теми же сроками.
Руководитель контролирующего органа может принять решение о продлении сроков рассмотрения жалобы, но не более чем на 60 календарных дней, и письменно уведомить налогоплательщика до истечения 20 дневного срока.
Если решение по жалобе не направляется налогоплательщику в течение 20 дней или в течение срока продления, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков. Жалоба считается полностью удовлетворенной, если решение руководителя контролирующего органа о продлении сроков рассмотрения не было направлено налогоплательщику до истечения 20 дневного срока.
Окончательное решение высшего контролирующего органа дальнейшему обжалованию не подлежит, но может быть обжаловано в судебном порядке.
Если налогоплательщик самостоятельно определяет долг, не связанный с нарушением законодательства, то он имеет право на обжалование в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления.
Процедура административного обжалования заканчивается:
¨ последним днем 20 дневного срока;
¨ днем получения налогоплательщиком решения о полном удовлетворении жалобы;
¨ днем получения решения, которое не подлежит дальнейшему обжалованию;
¨ днем возбуждения судом производства по делу.
С учетом сроков исковой давности (1095 календарных дней) налогоплательщик имеет право обжаловать в суде решение контролирующего органа.
Работник налогового органа, рассматривающий жалобу, имеет право предлагать компромиссное решение спора, которое заключается в частичном удовлетворении жалобы под обязательство налогоплательщика согласиться с остальными налоговыми обязательствами, начисленными налоговой.
Основанием для принятия налогового компромисса является наличие таких фактов по сути жалобы, которые дают основания считать, что компромисс приведет к более быстрому или более полному погашению долга по сравнению с результатами, которые могут быть получены при решении этого спора в суде.
Составляется письменное обоснование целесообразности налогового компромисса, которое рассматривается должностным лицом налоговой.
Если налогоплательщик соглашается на заключение налогового компромисса, то сумма считается урегулированной и не может быть обжалована в будущем.