double arrow

Военные преобразования 60 - 70-х гг


Судебная реформа 1864 г.

В ее основе лежали следующие принципы: бессловность суда, равенство всех подданных перед законом, независимость суда от администрации, создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов).

В процессе реформы были созданы Мировые суды для крестьян, учреждаемые в уездах. Они рассматривали малозначительные уголовные преступления и гражданские дела. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями.

Решения по уголовным делам в окружных судах принимались присяжными заседателями, выносившими вердикт обвиняемому. Они избирались по специальным спискам из лиц разных сословий.

Функции верховного суда получал Сенат.

Судебный процесс становился гласным и состязательным. Это означало, что прокурору (государственному обвинителю) противостоял независимый от администрации адвокат.

В соответствии с судебной реформой создавался институт нотариусов.

Судебная реформа являлась наиболее демократичной, радикальной и последовательной в ряду реформ 60 - 70-х годов.

Необходимость военной реформы определялась общей военно-технической отсталостью русской армии, что создавало угрозу для безопасности России и подрывало ее международный авторитет. Кроме того, армия, основанная на рекрутчине, не соответствовала новой социальной структуре российского общества. Инициатором и руководителем реформы был военный министр Д.А. Милютин.




В ходе реформы упразднялись военные поселения, создавались военные округа (во главе с главнокомандующими), реорганизовывались военное министерство и главный штаб, учреждались юнкерские и военные училища. Быстрыми темпами стала развиваться военная промышленность.

Центральным звеном военной реформы явилось введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста. Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет на флоте. Для имевших образование и в зависимости от его уровня срок службы сокращался с 4 лет до 6 месяцев.

Преобразования в армии стали важным фактором демократизации общества, модернизации армии, способствовали повышению ее боеспособности – все это в полной мере проявилось в войне с Турцией 1877 - 1878 гг.

Значительные изменения были внесены в систему образования. Университетский устав 1863 г. расширял автономию университетов. В соответствии с Уставом средней школы (1864) гимназии подразделялись на классические и реальные. Первые готовили главным образом к поступлению в университет, вторые – в высшие технические учебные заведения.

В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Отменялась предварительная цензура для большей части книг и литературных журналов.

Реформы 1860-70-х гг. значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Не существовало никаких механизмов влияния общества на политику правительства.







Сейчас читают про: