Разработка национальной стратегии устойчивого развития страны

В 1990 г. начался переход экономической системы Беларуси к рынку. В октябре 1990 г. Верховный Совет принял Постановление «О переходе БССР к рыночной экономике». Оно предусматривало:

- стабилизацию экономики, снижение инфляции, сокращение расходов на содержание государственного аппарата;

- развитие предпринимательства и конкуренции. Объявлялись равными все формы собственности;

- ставилась задача по налаживанию государственного регулирования экономикой. Оно должно было осуществляться через банковскую систему и систему налогообложения. Планировалось поэтапное введение свободного ценообразования;

- ставилась задача по созданию рыночной инфроструктуры и механизмов ее деятельности. Например, должны были действовать биржи рабочей силы, жилья, рынки средств производства;

- программа предусматривала проведение социальной защиты населения. Должна была вводиться минимальная оплата труда, индексация расходов и переквалификация.

Верховный Совет принимает ряд Законов по реализации программы перехода к рынку: «О собственности», «О национальном банке», «Об аренде».

Но реализовать эти планы помешал ряд причин, и экономика Беларуси оказалась в состоянии кризиса. На это необходимо обратить особое внимание студентов, так как это дает студентам возможность представить исходный уровень экономического развития вначале 90-х гг. и сопоставить его с социально-экономическими достижениями нашего государства на современном этапе.

Кризис экономики в первой половине 90-х гг. проявился в спаде производства, резком сокращении инвестиций в основной капитал, падении жизненного уровня населения, росте инфляции, безработице. С 1991 по 1995 гг. внутренний валовой продукт сократился на 35 % по отношению к 1990 г., сельскохозяйственное производство – на 26 %, заработная плата снизилась в 2 раза. В 1995 г. за чертой бедности оказалось более 60 % населения. Внешняя задолженность составила половину валового продукта в денежном выражении1.

В 1994 г. с избранием А.Г. Лукашенко Президентом была принята «Программа неотложных мер по выходу экономики Беларуси из кризиса». Выполнение этой Программы позволило снизить в 1995 г. падение основных производственных показателей.

Новая ситуация потребовала разработки Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 2010 г. На 1-м Всебелорусском собрании в октябре 1996 года были обсуждены и утверждены «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.». Целью этой программы стало построение социально-ориентированной экономики. Ее основными приоритетами являлись: экспорт, жилье, продукты питания.

Впервые за период существования Беларуси как самостоятельного государства уже в 1996 г. происходит прирост, в сравнении с 1995 г., ВВП – на 3 %, производство промышленной продукции – на 4 %, потребительских товаров – на 9 %, ввод жилья - на 35 %. Значительные успехи были достигнуты в выполнении Программы 1996-2000 гг. В 2000 г. на 10 % превзойден уровень 1990г. по производству товаров народного потребления, ВВП увеличился за пятилетку на 36 %, выпуск продукции промышленности – на 65 %, ввод жилья - на 81%.

Необходимо обратить внимание студентов, что по индексу развития человеческого потенциала (0,804) в 2001 г. Беларусь, по данным ПРООН, находилась на 53 месте среди 175 стран мира и вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, опередив все страны СНГ.

Задание. На семинарском занятии целесообразно заслушать реферативное сообщение студента о результатах выполнения Программы социально-экономического развития Беларуси на 1996-2000 гг.

Вывод. Во второй половине 90-х годов начался процесс постепенного преодоления кризисного падения экономики. Республика Беларусь начала накапливать достаточно весомые предпосылки для перехода к устойчивому развитию.

В прикладном плане модель устойчивого развития - это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз.

Переход к устойчивому развитию - это смена стратегии развития цивилизации, переход к построению постиндустриального (ноосферного) общества. В новом обществе мерилом богатства становятся не вещи, а духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

Устойчивое развитие страны рассматривается как элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели - как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития.

Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичный рост уровня благосостояния, обогащение культуры, повышение нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

Основными факторами устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами - «высокий интеллект - инновации - благосостояние».

Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси являются переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния.

Для перехода к устойчивому развитию необходим длительный период, включающий несколько этапов социально-экономического развития.

Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технико-технологического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности. На этом этапе в настоящее время завершается создание необходимой законодательной и правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики.

Приоритетными направлениями развития республики в этот период стало:

- развитие человеческого потенциала на основе качественного совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;

- инновационное развитие национальной экономики;

- наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, развития наукоемких высокотехнологичных ресурсо- энергосберегающих экологически чистых отраслей и производств;

- развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.1

Второй этап Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси (2011-2020). Целью этапа является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные. В этот период будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с постепенным освобождением от стереотипов потребительства, новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства.

Экономическое развитие предусматривается за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Вывод. Белорусская модель социально-экономического развития - это, прежде всего, высокоэффективная экономика с развитымпредпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: