Введение. Историческое краеведение

Историческое краеведение

Он — это всегда кто-нибудь другой. Поэтому ему можно повторяться.

Когда человечество счастливо, преступления сублимируются в искусстве.

Ьудем время от времени изучать казематы бастионов, обороняющих идеалы.

I

У него пустая голова, до краев наполненная эрудицией.

Иногда нужно нагрубить,

чтобы оценили твою деликатность.

еСТЬ любители нырять в глубину, только чтобы пускать со дна пузыри.

Думаете, этот автор немногого достиг? Он снизил общий уровень!

Ни с какой точки зрения нельзя быть слепым.

(лат.). (лат.). Первым брось камень, а то прослывешь эпигоном.

Странный сноб: мечтал, чтобы на его визитной карточке перед фамилией стояло не д-р или гр., а св.

Стать знаменитым,

чтобы позволить себе выступать анонимно!

Вкусом критика Икс

можно руководствоваться, как компасом: он идеально плох.

(лат.).

легкую музу музы I

*

387


(лат.). (фр.). 4

(ит). (англ.). греч., 44 яг

уступалка.

«Делает заметки к мыслям».

Парадоксизм.

Люпанархизм *.

Lupus (лат.)

<

Словоугодник.

Свинтоша.

Марксималисты.

т

«что можно сказать на эту тему» «что позволено сказать на эту тему».

вивисекщики.

Теньгород.

Шекспиранты.

Шекспиротехник.

л

{

t

t

v

с позиции силы.

несуществования.

всемировоззрение?

Неведомым.

Конформализм.

Афористеры.

За пассивную службу.

Мифомуть.

Гоафоманна.

каламбурю.

Догматолух.

г

Гормоничное

Алибидо.

(греч).

Антисенаймиты.

i

*

От меня до Тебя ближе, чем от Тебя до меня.

/

Г'

у

часто, довольно часто порой?»

Хулигархия.

\

*

(лат.). Мифологика.

карамболь — каламбур.

Благославяне.

перифеерия.

трагипозитивный, трагинегативный.

9

«Z. съедает собственные экскременты»

*

Canto refrain — Veritas vincit, прав­да побеждает. неЕ. Фридман uf@ufactory.ruwww.ippps.ruzakaz@ippps.ru

Краеведение – всестороннее изучение какой-либо определённой территории на научной основе. Объектами изучения при этом являются: историческое, культурное, социально-экономическое и политическое развитие района, его природно-географические условия. (Определение: “Краеведение – это комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края.”). Краеведение связано с преподаванием истории и географии в школе. Краеведческие исследования в силу своей географической ограниченности позволяют использовать для исследования методы и источники различных дисциплин: археологии, этнографии, фольклорные источники, архивные материалы, и информацию текущих архивов, местную периодическую печать, публицистику, многочисленные устные свидетельства (современное направление «Устная история»), изучение местной культуры и искусства и т.п.…

Краеведение может быть государственным, школьным и общественным. Государственным научным занимаются краеведческие музеи, историко-культурные парки и заповедники, местные органы власти и научно-исследовательские учреждения. Школьным – учащиеся вместе с преподавателями. Общественным – различные общества, все интересующиеся лица, туристы и т. п.

Школьное краеведение позволяет изучать, например, историю, географию и др. дисциплины на местном (наглядном) примере, что повышает заинтересованность учащихся, их общеисторическую подготовку, изучение исторических закономерностей (так, например, в саратовских школах, по районам, естественно, достаточно большое внимание уделяется изучению истории Увека или поселка Сокол). Изучение истории своего края имеет важное идеологическое значение. Позволяет осуществлять межпредметные связи. Школьным краеведением руководит учитель. Хорошо, если сам учитель ведёт краеведческие исследования. Бывает учебное краеведение (определённое школьной программой) и внепрограммное (экскурсии, туристические походы и т.п.). Школьное краеведение имеет большое значение в выявлении и использовании памятников истории и культуры.

Ещё в 1761 г. М. В. Ломоносов составил анкету для губернских властей состоявшую из 30 вопросов о городах, губерниях, провинциях и др. В 1777 г., 1784-1786 гг. в связи с губернской реформой правительство обязало подготовить полные топографические описания губерний (природные условия, экономика, местная история). В 1788 г. правительство составило документ для губернских властей, предписывавший собирать сведения по истории губерний, народах их населявших, памятниках истории и археологии, хозяйственных занятиях населения, торговле, науке, искусстве, обычаях, демографии, населённых пунктах, путях сообщения.

Большое значение имели различные экспедиции XVIII – XIX вв., исследования (по итогам которых составлялись исторические описания или летописи края). Определенные краеведческие сведения публиковались в Трудах Вольного экономического общества (1765-1917 гг.). К краеведческим материалам и исследованиям обращались такие крупные учёные как С. У. Ремезов, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, П. И. Рычков, И. И. Лепёхин, П. С. Паллас, А. Гумбольдт, Г. Розе, И. Ф. Герман, В. В. Крестинин. Ещё с XVIII в. начинается изучение краеведения в школе. Во многих регионах, губерниях или уездах велись свои краеведческие исследования и издавались в результате книги. Многое для изучения краеведения сделали университеты (Казань, Харьков, Киев, Одесса), различные научные общества: Истории и древностей Российских (1804 г.), Географическое (1845 г.), Археологическое (1846 г.), Общество любителей естествознания, астрономии и этнографии. В XIX в. стали появляться исследования по истории отдельных областей: Миллер. История Сибири, Иловайский. История Рязанского княжества и др. В XVIII-XIX вв. было издано несколько топографических или военно-географических описаний губерний. В конце XIX- начале XX в. Не совсем положительную, но, тем не менее, заметную роль в изучении различных областей, особенно удаленных, сыграли кладоискательство с XVII до начала XX в., а также ссыльные и политзаключенные.

Во второй половине XIX в. в губернских городах стали появляться различные научно-краеведческие общества (ЗООИД – Записки Одесского общества истории и древностей), учёные архивные комиссии (СУАК – Саратовская ученая архивная комиссия).

В советское время в 1920-30 гг. школьному краеведению отводилось большое место, образовалось множество краеведческих кружков, музеев, краеведение было включено в школьную программу. В 1922 г. появляется Центральное бюро краеведения при Академии Наук (ЦБК АН – 1922 г.). В ЦБК была организована школьная краеведческая комиссия в некоторые города в виде экскурсий. С 1930 г. краеведение стало читаться в вузах, появились краеведческие кафедры. Появились журналы: Краеведение, Известия ЦБК, Советское краеведение и местные краеведческие журналы. Существовало общество краеведов-марксистов. Периодически проходили Всероссийские краеведческие конференции, в которых участвовали местные научные краеведческие организации.

После Великой Отечественной войны краеведческая работа велась в школах, дворцах пионеров, центрах (станциях) детского туризма, пионерлагерях: проведение краеведческих и туристических слётов, экспедиций, поисковых экспедиций по местам боёв (так называемое движение красных следопытов), походы по местам боевой и трудовой славы. С 1960 г. преподавание истории родного края стало внедряться в школах. Школьная и общественная краеведческая работа разнообразна: проведение экспедиций, турпоходов, археологическое обследование местности, экскурсии в музеи, факультативные краеведческие занятия. Можно привлекать археологические находки, этнографические и архивные материалы, историческую и краеведческую литературу, просматривать кинофильмы. Большое значение имеет создание школьных краеведческих музеев.

В 1965 г. было образовано Всероссийское добровольное общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) – в целях привлечения широкой общественности к этому делу. В оргкомитет вошли чиновники министерств культуры, учёные (историки, искусствоведы), деятели искусства, писатели. Потом были созданы отделения общества на местах – в республиках, краях, областях и даже районах.

Опыт участия детских организаций в исторических, краеведческих, военных и археологических исследованиях был накоплен и в Советском Союзе. Широкий размах это явление приобрело в 1960-1980 гг., в том числе и в Саратовской области. Д. С. Худяков организовал первый слёт юных археологов области, проходивший на Алтатинской стоянке в Дергачёвском районе и, что очень важно, в полевых условиях. Такие слёты организовывались до последнего времени областным центром детского и юношеского туризма, а также Балашовской станцией юных туристов под руководством А. А. Хрекова. Историко-краеведческая тематика постоянно представлена на областных слётах юных туристов и краеведов.

В 1990-х гг. в связи с разрушением системы летнего отдыха школьников, туристско-краеведческие лагеря признаются как родителями, так и на официальном уровне Министерством образования, как наиболее эффективные и дешёвые. Однако участие школьников в историко-краеведческих и археологических исследованиях и реконструкциях ведётся разрозненно в различных музеях, школах, клубах, станциях и других организациях (Санкт-Петербург, Москва, Карелия, Псков, Челябинск, Саратов и др.).

Главная задача курса историческое краеведение – обучить студентов научной краеведческой работе в государственных учреждениях, высших учебных заведениях и в школе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: