Археология
По археологии публиковались и публикуются разнообразные издания: ТВОРАО, ЗООИД, МИА СССР, КСИИМК, КСИА, Труды ГИМа и Гос. Эрмитажа, Советская Археология, Российская Археология, Своды археологических источников.
Использование археологических источников в школе. Наглядность самих предметов, найденных при раскопках или разведках не смогут заменить ни какие иллюстрации (принцип наглядности). Учащиеся могут ознакомиться с археологическими находками в музеях, изучить разнообразную литературу, в том числе – местные издания, а потом участвовать в археологических разведках и раскопках. При этом необходимо установить и поддерживать связь с н. – и. учреждениями.
Поиски памятников:
Палеолитические стоянки – на придонных слоях больших оврагов на старых речных террасах.
Неолитические стоянки – прибрежные дюны, пойма и террасы (+бронза).
Железный век – на высоких террасах при впадении в реку ручья или оврага, слиянии рек.
Курганы – на террасах.
До проведения разведок и раскопок учащиеся должны получить соответствующую подготовку: изучить литературу, архивные документы, старые карты, музейные коллекции, карты местности.
|
|
На занятиях изучаются следующие вопросы:
1. Местонахождение и условия расположения памятников.
2. Виды или наименование памятников (поселения, погребения и т.п.).
3. Приёмы описания памятника (размеры, план, степень сохранности).
4. Описание находок с памятника.
Возможно посещать уже известные памятники.
Литература:
Авдусин Д. А. Полевая Археология СССР. М., 1982.
Мартынов А. И., Шер Я. А. Методы археологического исследования. М., 1989.
Методика полевых археологических исследований. М., 1983.
Положение о производстве археологических раскопок и разведок и об открытых листах. М., 2001.
Этнография – народоописание, народоведение (описательная). Этнология – наука о народах (теоретическая). Западные названия: культурная антропология, социальная антропология. Они связаны. Это историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру. Сюда входят: изучение проблемы происхождения народов (этногенез), расселения (этногеография, этнодемография), и др. (этносоциология).
Этнография и этнология выделились в середине XIX в. В ней существовало несколько школ: эволюционизм, функционализм, диффузионизм и др. Многочисленные экспедиции в XVIII – XIX вв.
С середины XIX века исследовательской работой и собиранием этнографических материалов занималось Русское Географическое общество, другие общества и губернские архивные комиссии, в том числе и Саратовская ученая архивная комиссия (СУАК), организованная 12 декабря 1886 г. В историческом музее СУАК. Результаты исследований в области практической этнографии регулярно публиковались в трудах СУАК и других краеведческих обществ, созданных на ее основе.
|
|
В России главные научно-исследовательские силы сосредоточены в системе Академии Наук. В ее состав ныне входят Институт этнологии и антропологии в Москве, музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера Петра I) в Санкт-Петербурге – они выпускают свои Труды. Есть также местные этнологические исследовательские центры, региональные отделения и филиалы.
Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого) – Пётр I – 1714 г., и 1836 г.
Государственный Русский музей (СПБ) – 1897. Музей этнографии народов России, созданный в Петербурге на базе этнографического отдела Государственного Русского музея
Музей антропологии МГУ
Музей восточных культур (Москва)
Музей декоративно-прикладного искусства (Москве)
Крупнейшие исторические и художественные музеи страны имеют собственные этнографические коллекции (Государственный исторический музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж). В Саратове, помимо исторической экспозиции Областного краеведческого музея, построенной на этнографических материалах, открыт узкопрофильный этнографический филиал музея, в котором развернута экспозиция о жизни народов Саратовского Поволжья. Предметы декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов имеются и в других музеях города: Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева, музее-усадьбе Н. Г. Чернышевского, Литературном музее К. А. Федина. Практически все районные краеведческие музеи и другие музеи области ведут собирательскую работу и строят свои экспозиции на основе этнографических коллекций. Многие музеи выпускают свои Труды или публикуют этнографические материалы и исследования.
В настоящее время в России издаются специальные периодические издания: журналы
Советская этнография – Российская этнография
Этнографическое обозрение
Декоративное искусство
Публикации по различным вопросам этнологии можно найти также в таких изданиях, как журнал Мир музея, альманахах Памятники Отечества, Наше наследие и Родина, Живая старина, Вокруг света, ГЕО, Национальная география (на русском языке).
Проведение различных историко-культурных праздников и фестивалей (ролевые игры, фестивали древних и старинных технологий (Энгельс 1999 г.)
Современная мировая этнология призвана выполнять следующие социальные функции:
1. Научно-познавательная функция.
2. Функция самопознания каждого отдельного этноса.
3. Функция социальной памяти.
Этнография изучает быт народов – привычные, устоявшиеся, “традиционные”, формы личной и общественной жизни. Культура в этнографии делится на две разновидности: материальная (транспорт, жилище, сооружения, оружие, одежда, орудия труда, инвентарь) и духовную (искусство, литература, письменность, наука, семейные отношения, мифология и религиозные представления).
Этнография имеет тесный контакт с другими дисциплинами: лингвистикой (ономастика, топонимика), литературоведением (фольклор), искусствоведением, географией, антропологией, археологией, историей материальной культуры и техники.
Этнография изучает следующие проблемы:
1. Первобытнообщинный строй.
2. Отдельные народы или этнические группы.
3. Происхождение народов: возникновение этносов (этногенез) и историческая эволюция этносов (этническая история); их этнонимия (самоназвания – эндоэтнонимы; названия, данные другими народами – экзоэтнонимы)
4. Возникновение традиционной культуры (культурогенез традиций, обрядов, обычаев, фольклора, материального компонента) т. е.: материальную и духовную культуру различных народов.
|
|
Проблемы и научные направления современной этнологии:
1. Расселение народов, и другие аспекты динамики размещения этносов, связанные с изучением этнических территорий и этнических границ. Демографические процессы, происходящие в этносах, или динамика численности народов.
2. Социальные группы (слои, классы, сословия и т.п.) в составе этносов, а также этнические группы в составе классов, социальных слоев, институтов и т.п. – составляют предмет изучения специальной этнологической дисциплины – этнической социологии.
3. Субэтнические группы и образования, среди которых выделяются этнические группы, т.е. такие, которые обладают групповым самосознанием, и этнографические группы, особого самосознания не имеющие, но по каким-либо признакам выделяемые исследователями.
4. Проблемы этнического сознания и самосознания.
5. Проблема изучения этнического и национального составов населения. Межэтнические отношения, этнические процессы (контакты, конфликты), политологические вопросы, связанные с этническими интересами. Современная жизнь этносов (их актуальное функционирование).
6. Возможные пути развития этносов (проблемы этнического прогнозирования).
В этнографических исследованиях преподаватель и учащиеся могут изучать разновидности жилых и хозяйственных построек, их реликтовых элементов, орнамента, одежду, планировку поселений (круговая, кустовая (кучевая), линейная и геометрическая). Нужно, где это возможно, изучать старые планы поселений. Многие учащиеся имеют возможность изучать этнографический материал у себя дома или в своём поселении (стационарно).
Необходимо выработать чёткий план работ.
Методы: стационарный и сезонный
Изучение этносов лучше проводить по следующему плану (опросные листы – 200-300 вопросов):
1. Хозяйство
2. Жилище
3. Поселения
4. Транспорт
5. Материальная культура
6. Семья и семейный быт
7. Общественный быт, нравы, обычаи.
|
|
8. Духовная культура и фольклор
Необходимо соблюдать определённые морально-этические принцыпы и психологические моменты.
Официальный статус экспедиции
Сбор предметов материальной культуры (возможно за деньги)
Фотографии информаторов и их предметов присылать им (возможна оплата).
Не заводить разговор об иконах вообще.
Вести себя всегда корректно, без суеты, без громкого разговора,