Этнография

Археология

По археологии публиковались и публикуются разнообразные издания: ТВОРАО, ЗООИД, МИА СССР, КСИИМК, КСИА, Труды ГИМа и Гос. Эрмитажа, Советская Археология, Российская Археология, Своды археологических источников.

Использование археологических источников в школе. Наглядность самих предметов, найденных при раскопках или разведках не смогут заменить ни какие иллюстрации (принцип наглядности). Учащиеся могут ознакомиться с археологическими находками в музеях, изучить разнообразную литературу, в том числе – местные издания, а потом участвовать в археологических разведках и раскопках. При этом необходимо установить и поддерживать связь с н. – и. учреждениями.

Поиски памятников:

Палеолитические стоянки – на придонных слоях больших оврагов на старых речных террасах.

Неолитические стоянки – прибрежные дюны, пойма и террасы (+бронза).

Железный век – на высоких террасах при впадении в реку ручья или оврага, слиянии рек.

Курганы – на террасах.

До проведения разведок и раскопок учащиеся должны получить соответствующую подготовку: изучить литературу, архивные документы, старые карты, музейные коллекции, карты местности.

На занятиях изучаются следующие вопросы:

1. Местонахождение и условия расположения памятников.

2. Виды или наименование памятников (поселения, погребения и т.п.).

3. Приёмы описания памятника (размеры, план, степень сохранности).

4. Описание находок с памятника.

Возможно посещать уже известные памятники.

Литература:

Авдусин Д. А. Полевая Археология СССР. М., 1982.

Мартынов А. И., Шер Я. А. Методы археологического исследования. М., 1989.

Методика полевых археологических исследований. М., 1983.

Положение о производстве археологических раскопок и разведок и об открытых листах. М., 2001.


Этнография – народоописание, народоведение (описательная). Этнология – наука о народах (теоретическая). Западные названия: культурная антропология, социальная антропология. Они связаны. Это историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру. Сюда входят: изучение проблемы происхождения народов (этногенез), расселения (этногеография, этнодемография), и др. (этносоциология).

Этнография и этнология выделились в середине XIX в. В ней существовало несколько школ: эволюционизм, функционализм, диффузионизм и др. Многочисленные экспедиции в XVIII – XIX вв.

С середины XIX века исследовательской работой и собиранием этнографических материалов занималось Русское Географическое общество, другие общества и губернские архивные комиссии, в том числе и Саратовская ученая архивная комиссия (СУАК), организованная 12 декабря 1886 г. В историческом музее СУАК. Результаты исследований в области практической этнографии регулярно публиковались в трудах СУАК и других краеведческих обществ, созданных на ее основе.

В России главные научно-исследовательские силы сосредоточены в системе Академии Наук. В ее состав ныне входят Институт этнологии и антропологии в Москве, музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера Петра I) в Санкт-Петербурге – они выпускают свои Труды. Есть также местные этнологические исследовательские центры, региональные отделения и филиалы.

Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого) – Пётр I – 1714 г., и 1836 г.

Государственный Русский музей (СПБ) – 1897. Музей этнографии народов России, созданный в Петербурге на базе этнографического отдела Государственного Русского музея

Музей антропологии МГУ

Музей восточных культур (Москва)

Музей декоративно-прикладного искусства (Москве)

Крупнейшие исторические и художественные музеи страны имеют собственные этнографические коллекции (Государственный исторический музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж). В Саратове, помимо исторической экспозиции Областного краеведческого музея, построенной на этнографических материалах, открыт узкопрофильный этнографический филиал музея, в котором развернута экспозиция о жизни народов Саратовского Поволжья. Предметы декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов имеются и в других музеях города: Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева, музее-усадьбе Н. Г. Чернышевского, Литературном музее К. А. Федина. Практически все районные краеведческие музеи и другие музеи области ведут собирательскую работу и строят свои экспозиции на основе этнографических коллекций. Многие музеи выпускают свои Труды или публикуют этнографические материалы и исследования.

В настоящее время в России издаются специальные периодические издания: журналы

Советская этнография – Российская этнография

Этнографическое обозрение

Декоративное искусство

Публикации по различным вопросам этнологии можно найти также в таких изданиях, как журнал Мир музея, альманахах Памятники Отечества, Наше наследие и Родина, Живая старина, Вокруг света, ГЕО, Национальная география (на русском языке).

Проведение различных историко-культурных праздников и фестивалей (ролевые игры, фестивали древних и старинных технологий (Энгельс 1999 г.)

Современная мировая этнология призвана выполнять следующие социальные функции:

1. Научно-познавательная функция.

2. Функция самопознания каждого отдельного этноса.

3. Функция социальной памяти.

Этнография изучает быт народов – привычные, устоявшиеся, “традиционные”, формы личной и общественной жизни. Культура в этнографии делится на две разновидности: материальная (транспорт, жилище, сооружения, оружие, одежда, орудия труда, инвентарь) и духовную (искусство, литература, письменность, наука, семейные отношения, мифология и религиозные представления).

Этнография имеет тесный контакт с другими дисциплинами: лингвистикой (ономастика, топонимика), литературоведением (фольклор), искусствоведением, географией, антропологией, археологией, историей материальной культуры и техники.

Этнография изучает следующие проблемы:

1. Первобытнообщинный строй.

2. Отдельные народы или этнические группы.

3. Происхождение народов: возникновение этносов (этногенез) и историческая эволюция этносов (этническая история); их этнонимия (самоназвания – эндоэтнонимы; названия, данные другими народами – экзоэтнонимы)

4. Возникновение традиционной культуры (культурогенез традиций, обрядов, обычаев, фольклора, материального компонента) т. е.: материальную и духовную культуру различных народов.

Проблемы и научные направления современной этнологии:

1. Расселение народов, и другие аспекты динамики размещения этносов, связанные с изучением этнических территорий и этнических границ. Демографические процессы, происходящие в этносах, или динамика численности народов.

2. Социальные группы (слои, классы, сословия и т.п.) в составе этносов, а также этнические группы в составе классов, социальных слоев, институтов и т.п. – составляют предмет изучения специальной этнологической дисциплины – этнической социологии.

3. Субэтнические группы и образования, среди которых выделяются этнические группы, т.е. такие, которые обладают групповым самосознанием, и этнографические группы, особого самосознания не имеющие, но по каким-либо признакам выделяемые исследователями.

4. Проблемы этнического сознания и самосознания.

5. Проблема изучения этнического и национального составов населения. Межэтнические отношения, этнические процессы (контакты, конфликты), политологические вопросы, связанные с этническими интересами. Современная жизнь этносов (их актуальное функционирование).

6. Возможные пути развития этносов (проблемы этнического прогнозирования).

В этнографических исследованиях преподаватель и учащиеся могут изучать разновидности жилых и хозяйственных построек, их реликтовых элементов, орнамента, одежду, планировку поселений (круговая, кустовая (кучевая), линейная и геометрическая). Нужно, где это возможно, изучать старые планы поселений. Многие учащиеся имеют возможность изучать этнографический материал у себя дома или в своём поселении (стационарно).

Необходимо выработать чёткий план работ.

Методы: стационарный и сезонный

Изучение этносов лучше проводить по следующему плану (опросные листы – 200-300 вопросов):

1. Хозяйство

2. Жилище

3. Поселения

4. Транспорт

5. Материальная культура

6. Семья и семейный быт

7. Общественный быт, нравы, обычаи.

8. Духовная культура и фольклор

Необходимо соблюдать определённые морально-этические принцыпы и психологические моменты.

Официальный статус экспедиции

Сбор предметов материальной культуры (возможно за деньги)

Фотографии информаторов и их предметов присылать им (возможна оплата).

Не заводить разговор об иконах вообще.

Вести себя всегда корректно, без суеты, без громкого разговора,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: